По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Запахи как средство передачи искусства

Как правило, мы воспринимали искусство через органы чувств. Однако обоняние обходили стороной в мире искусства. Но в последнее время все больше и больше выставок используют запахи для передачи более точной информации. Обонятельное искусство — форма искусства, использующая ароматы как художественное средство. Ольфакторное искусство зародилось в 1970–1980-е годы. Но первым был Марсель Дюшан в 1938 году, который поджарил кофе за ширмами на Международной сюрреалистической выставке в Париже.

Сейчас в мире быстроразвивающихся технологий многие считают, что запахи — единственное, что осталось от старого мира, так как все уже перешло в цифровой мир (картины, музыка, кино), а запах нельзя перенести сквозь провода до конечного потребителя. Выставки с использованием обонятельных элементов проходят по всему миру. Подкрепляя визуальное и аудиальное восприятие запахами, мы можем глубже прочувствовать искусство, перемещаться во времени или же наделить любой объект живым, понятным свойством.

В 2010 году в Центре современного искусства «ВИНЗАВОД» творческий коллектив «Аромамедиа» представил инсталляцию «Архитектура воздуха» в рамках Международного фестиваля дизайна DESIGN ACT 2010. Инсталляция представляла собой небольшой куб, в котором отсутствовал свет. Входя внутрь куба, слышен был «раскрывающийся» объемный звук и легкий увеличивающий пространство аромат. Из-за отсутствия света, то есть привычного канала коммуникации, посетители создавали собственные картины в голове. Так пространство приобретало форму в головах посетителей, а аромат дополнял картину и создавал новые впечатления.

В 2015 году британская галерея Tate открыла подразделение Tate Sensorium, которое рассматривает произведения искусства из своего классического фонда с помощью запахов, вкусов и звуков. Из коллекции выбрали четыре произведения ХХ века, и каждое дополнялось особенным ароматическим, вкусовым и звуковым сопровождением.

В 2017 году дом Cartier представил парфюмерную инсталляцию «Парфюмерное облако» или OSNI на площадях Токийского дворца в Париже. Туманное облако находилось в кубе, в котором поддерживалась специальная температура — холод вверху и тепло внизу для воссоздания атмосферной температуры на планете. Эта инсталляция показала взаимосвязь науки, природы и ароматов.

Для Цитирования:
Ия Гаврик, Запахи как средство передачи искусства. Русская галерея-XXI век / Russian gallery. XXI c.. 2023;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: