По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Заочное высшее: кто и как его использует

Галина Чередниченко доктор социологических наук, главный научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАН

Качество кадров, которые готовит заочная форма высшего образования, во многом определяется их мотивацией к такой учебе, возможностями конвертировать знания на рынке труда. Поэтому важно иметь информацию о социальном портрете заочников, о том, с какими образовательными ресурсами и потребностями они обращаются к обучению, насколько успешно используют полученную подготовку в трудовой деятельности. Эти и многие другие вопросы ставили перед собой социологи, реализовавшие исследование «Заочник высшей школы: социальное поведение в системе образования и на рынке труда» [2].

Литература:

1. Индикаторы образования: 2021: статистический сборник. — М.: НИУ ВШЭ, 2021.

2. Чередниченко Г. А., Вознесенская Е. Д., Кузнецов И. С. Заочник высшей школы: социальное поведение в сфере образования и на рынке труда: монография. Отв. ред. Г. А. Чередниченко. — М.: ФНИСЦ РАН, 2020. — 173 с.

3. Хавенсон Т. Е., Чиркина Т. А. Образовательный выбор учащихся после 9-го и 11-го классов: сравнение первичных и вторичных эффектов социальноэкономического положения семьи//Журнал исследований социальной политики. — 2019. — Т. 17, № 4. — С. 539–554.

4. Кузнецов И. С. Выбор вуза при формировании образовательной траектории: исследование с помощью социологической категории «доверие»: дисс. … канд. социол. наук. — М., 2021.

5. Чередниченко Г. А. Заочная форма получения высшего образования в сравнении с очной (на материалах статистики РФ)//Вопросы образования. — 2018. — № 2. — С. 254–282.

6. Александров Д. А., Тенишева К. А., Савельева С. С. Мобильность без рисков: образовательный путь «в университет через колледж»//Вопросы образования. — 2015. — № 3. — С. 66–91.

7. Константиновский Д. Л., Попова Е. С. Российское среднее профессиональное образование: востребованность и специфика выбора//Социологические исследования. — 2018. — № 3. — С. 34–44.

8. Косякова Ю., Ястребов Г., Янбарисова Д., Куракин Д. Воспроизводство социального неравенства в российской образовательной системе//Журнал социологии и социальной антропологии. — 2016. — Т. XIX, № 5 (88). — С. 77–79.

9. Индикаторы образования: 2020: статистический сборник. — М.: НИУ ВШЭ, 2020.

10. Отмена заочного образования. Радио Свобода: [сайт]. 2016.

11. Чередниченко Г. А. Первое трудоустройство после вуза (по материалам опроса Росстата РФ)//Социологические исследования. — 2018. — № 8. — C. 91–101.

12. Тихонова Н. Е., Каравай А. В. Динамика некоторых показателей общего человеческого капитала россиян в 2010–2015 гг. //Социологические исследования. — 2018. — № 5. — С. 84–98.

С середины 2000-х гг. превращение высшего образования (ВО) в массовое во многом шло за счет заочного обучения: с 2010 по 2015 г. заочники составляли от 52,1 до 46,9 % общей численности студентов и от 48,4 до 43,3 % выпускников. Лишь в самые последние годы эти показатели стали снижаться (на фоне снижения численности когорт студенческих возрастов и целенаправленного сокращения подготовки по ряду специальностей): 36,9 % и 42,6 % соответственно в 2019 г. [1, с. 181, 192]. Значима не только большая численность заочников. Главное — таким образом широкие слои населения удовлетворяют жизненные потребности, получая доступ к недостижимому иначе повышению уровня своего образования/квалификации, приспосабливаясь к меняющемуся спросу рынка труда, повышая свою конкурентоспособность на нем.

Опрос в 2019 г. студентов заочного обучения и дипломников, получивших заочную подготовку в вузах в 2000–2018 гг., проводился на репрезентативной всероссийской онлайн-панели численностью 550 тыс. человек, структурированной по 12 показателям (полу, возрасту, размеру дохода, семейному и материальному положению, должности, сфере деятельности и др.). Выборка охватила респондентов, живущих во всех городах РФ с населением более 500 тыс. человек. Опрошено равное число студентов и дипломников, соотношение мужчин и женщин одинаково — 35 к 65 %. Возрастной состав их различен. Студенты в возрасте 18–20 лет составляют 11,8 %, 21–25 лет — 38,7 %, 26–30 лет — 32,1 %, 31– 35 лет — 17,4 %. Дипломников в возрасте 18–25 лет насчитывается 3,4 %, 26–30 лет — 14,5 %, 31–35 лет — 31,6 %, 36–40 лет — 27,6 %, 41–45 лет — 23,0 %.

Важно подчеркнуть, что для получения надежных данных о главных объективных показателях (статусы респондентов и их родителей, вуз, специальности обучения и мест работы, должности/квалификация) сведения собиралась из 14 письменных ответов на открытые вопросы анкеты, которые далее кодировались исследователями с использованием классификаторов Росстата РФ и их кликабельных ссылок. Получены глубинные интервью с 19 студентами и 23 дипломниками (из числа участников опроса).

Для Цитирования:
Галина Чередниченко, Заочное высшее: кто и как его использует. Служба занятости. 2021;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: