Туристский рынок рассматривается как экономическая категория, выражающая совокупность социально-экономических процессов и отношений в сфере маркетинговых исследований, производства, обмена и распределения между производителями и потребителями туристских услуг [8].
Актуальность данной темы обусловлена несколькими факторами:
1) дороговизна отдыха в собственной стране. Это касается как высоких цен на проживание в гостиницах и пансионатах, так и дорогих авиаперевозок;
2) недостаточная развитость российской туристической инфраструктуры. Большая часть гостиничных комплексов была построена еще во времена Советского Союза, в настоящее время их вид и качество не соответствуют современным стандартам. Следовательно, необходимо строительство новых гостиничных центров, а вместе с ними и соответствующей инфраструктуры;
3) неравномерность развития рынка российского туризма. Удельный вес выезжающих из страны превышает процент тех иностранных туристов, которые приезжают в Россию для отдыха. Для решения этой проблемы следовало бы акцентировать внимание на развитии внутреннего туризма. При создании оптимальных условий отдыха и их приемлемой стоимости для российских граждан есть большая вероятность, что они предпочтут путешествовать по России.
Туризм является предметом исследования таких ученых, как М. Б. Биржаков, Н. И. Кабушкин, В. А. Квартальнов и др.
Рынок труда в сфере туризма — это совокупность экономических и общественных отношений между собственниками рабочей силы (свободными гражданами) и покупателями этой рабочей силы (работодателями) [8].
В туризме, как важнейшей сфере социальной политики, выделяются следующие социально-экономические функции:
1) доходная (обеспечение привлечения финансовых средств, их быстрой оборачиваемости, активизации инвестиций, создание дополнительных рабочих мест, позитивное влияние на развитие других сфер экономики (мультипликативный эффект), участие в создании национального дохода);
2) внешнеэкономическая (туризм предполагает экспорт и импорт товаров и услуг — въездной и выездной туризм);