По состоянию на сентябрь 2016 г. из 3,7 млн инвалидов трудоспособного возраста только 25 % были трудоустроены. Это крайне низкий показатель. Существуют разные оценки у Росстата, у Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Но в целом все эксперты сходятся на том, что начиная со следующего года Россия будет терять около 1 млн человек экономически активного населения.
Соответственно, никого не устраивает низкая доля работающих из числа тех, кто мог бы активно трудиться. Этот вопрос находится на контроле Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов, и недавно он обсуждался на специальном заседании Правительства Российской Федерации.
На 2017 г. для системы государственной службы занятости населения установлены целевые показатели по повышению уровня занятости инвалидов. В частности, приказом Минтруда России № 602н, а также соглашениями, которые были заключены между Рострудом и губернаторами, по итогам 2017 г. уровень занятости должен достичь 31 %.
Проект весьма амбициозный, цифры обозначены большие. По сути, в текущем году дополнительно должны быть трудоустроены почти 200 тыс. инвалидов. С учетом поставленных задач Рострудом совместно с органами занятости населения организована работа по нескольким глобальным направлениям.
Прежде всего мы начали формирование персональных списков инвалидов. Организация учета оказалась сложной задачей, эта работа является началом создания общего реестра инвалидов. Наполнение данных будет происходить в течение долгого периода, а информация о гражданах нам нужна сейчас. В связи с этим в прошлом году органами занятости совместно с Рострудом и Пенсионным фондом РФ были сформированы списки инвалидов, нуждающихся в трудоустройстве. В том числе учтены и граждане, не обращавшиеся в органы занятости.
По итогам 2016 г. в органы занятости за содействием в поиске работы обратилось около 140 тыс. инвалидов. Этого явно недостаточно для обеспечения выполнения целевых показателей на 2017 г. Поэтому в свете поставленных задач нам приходится серьезно менять модель деятельности органов службы занятости. По отношению к инвалидам мы переходим на клиентоориентированную схему работы. И это вторая группа мероприятий.