В настоящее время продолжается тенденция по широкому применению клеевых соединений в технологических процессах сборки. Во многих случаях склеивание может заменить такие виды неразъемных соединений, как пайка, клепка, сварка, посадка с натягом. При этом применение клеевых технологий оказывает положительный экономический эффект. Так, например, замена клепочных и сварных соединений клеевым позволяет в 2–2,5 раза снизить трудоемкость сборки, затраты на оборудование и квалификацию рабочих [1].
Соединения, полученные склеиванием, обладают следующими преимуществами: устойчивостью к вибрационным и ударным нагрузкам, герметичностью, водо- и масло- стойкостью, равномерностью распределения напряжений, возникающих при работе механизма, отсутствием напряжений в соединяемых деталях в ходе процесса сборки. Применение клеевых составов позволяет соединять детали из разнородных материалов. К основным недостаткам клеевых соединений ранее относили низкую тепловую стойкость, однако, с развитием химической промышленности, разработаны клеевые составы, способные выдерживать температуры до 1000 °С и более.
Одним из видов соединений, где возможно применять клеевые составы, является соединение «вал — втулка».
В этом случае применяется жидкий клеевой состав, который полностью покрывает контактирующие поверхности и, отверждаясь, склеивает их. При этом склеивание упрощает конструкцию, изготовление и сборку деталей. Так, например, в процессе сборки подшипников применение клея позволяет компенсировать неточность взаимного расположения поверхностей деталей. Подшипники и валы, монтаж которых был произведен без нарушения центрирования, обладают более длительным сроком эксплуатации. Также от прессовых посадок клеевые соединения отличает то, что их применение позволяет использовать тонкостенные детали.
Проанализируем целесообразность замены посадки с натягом цилиндрических поверхностей зубчатого колеса и вала клеевым соединением на примере сборки узла цилиндрического редуктора.