По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Закупочные союзы: миф или реальность?

Юрий Федоров юрист Коммерческой группы юридической фирмы «VEGAS LEX», e-mail: Yfedorov@vegaslex.ru

Поиск допустимых способов объединения компаний в процессе осуществления предпринимательской деятельности неизменно остается актуальным вопросом как для представителей бизнеса, так и для правоприменителя. От решения поставленной задачи зависит не только уровень конкуренции в отдельной сфере, но и совокупный показатель общественного благосостояния. Закупочные союзы, как планируемая новелла антимонопольного права, направлены на поиск компромисса между недопустимостью сговора компаний и проявлением добросовестного взаимодействия между ними. Однако, в связи с текущим регулированием, остаются вопросы о том, как именно данный институт может быть реализован.

В настоящее время Федеральной антимонопольной службой (далее — ФАС России) ведется активная работа по подготовке законопроекта о закупочных союзах, основная цель которого состоит в разрешении компаниям при соблюдении определенных условий заключать соглашения с целью осуществления совместной закупки товаров.

Правовой институт закупочных союзов актуален для различных сфер экономики, включая строительство. Объединение с другими участниками рынка для осуществления совместной закупки может помочь оптимизировать ресурсы и обеспечить получение более выгодных предложений от поставщиков строительных материалов.

Несмотря на актуальность рассматриваемого института, в соответствии с текущими нормами Закона о защите конкуренции1 реализация компаниями единой стратегии поведения на рынке влечет существенные риски нарушения антимонопольного законодательства, в частности, положений2 , запрещающих организациям заключать и реализовывать соглашения, которые приводят или могут привести к ограничению, недопущению и устранению конкуренции на товарном рынке.

Ярким примером возможной квалификации действий закупочного союза являются картели, как наиболее опасные по достигаемым негативным последствиям объекты правового регулирования:

• за заключение картелей для компаний законодательством предусмотрена административная ответственность, выражающаяся в оборотных штрафах, и для их должностных лиц, при этом для должностных лиц также предусмотрена уголовная ответственность3 ;

• картели ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны допустимыми4 , а при их реализации у антимонопольного органа отсутствует обязанность по установлению факта достижения негативных последствий5 , так как такие последствия презюмируются.

Для Цитирования:
Юрий Федоров, Закупочные союзы: миф или реальность?. Юрисконсульт в строительстве. 2020;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: