В настоящее время Федеральной антимонопольной службой (далее — ФАС России) ведется активная работа по подготовке законопроекта о закупочных союзах, основная цель которого состоит в разрешении компаниям при соблюдении определенных условий заключать соглашения с целью осуществления совместной закупки товаров.
Правовой институт закупочных союзов актуален для различных сфер экономики, включая строительство. Объединение с другими участниками рынка для осуществления совместной закупки может помочь оптимизировать ресурсы и обеспечить получение более выгодных предложений от поставщиков строительных материалов.
Несмотря на актуальность рассматриваемого института, в соответствии с текущими нормами Закона о защите конкуренции1 реализация компаниями единой стратегии поведения на рынке влечет существенные риски нарушения антимонопольного законодательства, в частности, положений2 , запрещающих организациям заключать и реализовывать соглашения, которые приводят или могут привести к ограничению, недопущению и устранению конкуренции на товарном рынке.
Ярким примером возможной квалификации действий закупочного союза являются картели, как наиболее опасные по достигаемым негативным последствиям объекты правового регулирования:
• за заключение картелей для компаний законодательством предусмотрена административная ответственность, выражающаяся в оборотных штрафах, и для их должностных лиц, при этом для должностных лиц также предусмотрена уголовная ответственность3 ;
• картели ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны допустимыми4 , а при их реализации у антимонопольного органа отсутствует обязанность по установлению факта достижения негативных последствий5 , так как такие последствия презюмируются.