По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.339 DOI:10.33920/med-17-2209-04

Закупочные процедуры: централизация и категоризация

Аникевич А.М. студент 2-го курса магистратуры Высшей школы финансов, РЭУ им. Г.В. Плеханова, 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, e-mail: anikievich-sasha@yandex.ru
Проданова Н.A. д-р экон. наук, доцент, профессор базовой кафедры финансового контроля, анализа и аудита Главного контрольного управления города Москвы, РЭУ им. Г.В. Плеханова, 117997, Москва, Стремянный пер., д. 36, e-mail: prodanova-00@ mail.ru

Централизация и категоризация закупок в настоящее время являются крайне востребованными и популярными способами повышения эффективности экономической деятельности как в частных, так и в государственных организациях. Оптимизация закупочной деятельности, проведение централизации и категоризации помогают уменьшить расходы предприятия с помощью получения эффекта масштаба, усиления переговорной позиции и повышения прозрачности закупок, отражающейся в снижении вероятности коррупции и мошенничества при их проведении. Авторы подробно разобрали сами процессы централизации и категоризации, а также преимущества централизованной системы закупок, предложили подходы к централизации системы закупок, ориентированные на специфику функционирования хозяйствующего субъекта.

Литература:

1. Chartered Institute of Procurement and Supply (2006), “Building the case for centralisation in public procurement”, Melbourne, available at: www.cips.org/Documents/ CIPSAWhitePapers/2006/Building%20the%20case%20for%20centralisation%20in%20 public%20procurement.pdf (дата обращения: 23.10.2021).

2. OECD (2011b), “Centralised purchasing systems in the European Union”, SIGMA Papers No. 47, OECD Publishing, Organization for Economic Co-operation and Development, April, available at: http://dx.doi.org/10.1787/5kgkgqv703xw-enodies, SIGMA Papers No. 20, OECD Publishing. (дата обращения: 23.10.2021).

3. “Central purchasing b OECD (2011a)”, “Central purchasing bodies”, SIGMA Papers No. 20, OECD Publishing, Organization for Economic Co-operation and Development, August.

4. Albano G.L., Sparro M. (2010), “Flexible strategies for centralized public procurement”, Review of Economics and Institutions, Vol. 1 No. 2, pp. 1–32.

5. Karjalainen K. (2009), “Challenges of purchasing centralization — empirical evidence from public procurement”, ACTA Universities Oeconomica, Based on Essays, Amsterdam, pp. 55.

6. Central purchasing b OECD (2011a), “Central purchasing bodies”, SIGMA Papers No. 20, OECD Publishing, Organization for Economic Co-operation and Development, August.

7. Единая информационная система в сфере закупок [сайт]. — URL: http://zakupki. gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения: 23.10.2021).

8. Об утверждении перечней операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок, предусмотренных Федеральными законами от 05.04.2013 № 44-ФЗ, от 18.07.2011 № 223-ФЗ. Распоряжение Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р (с изменениями и дополнениями). — Текст: электронный // Гарант [сайт]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71890264/ (дата обращения: 23.10.2021).

9. Плещенко В.И. Закупки в условиях перехода к индустрии 4.0: особенности и перспективы / В.И. Плещенко // Логистика сегодня. — 2018. — № 1. — С. 65–73.

10. Calatayud A., Katz R. (2019). Cadena de suministro 4.0 mejoras practicas internacionales y hoja de ruta para América Latina [Trabajo de grado]. Repositorio del Banco Interamericano de Desarrollo. — 2019. — p. 12–13.

1. Chartered Institute of Procurement and Supply (2006), “Building the case for centralisation in public procurement”, Melbourne, available at: www.cips.org/Documents/ CIPSAWhitePapers/2006/Building%20the%20case%20for%20centralisation%20in%20 public%20procurement.pdf (дата обращения: 23.10.2021).

2. OECD (2011b), “Centralised purchasing systems in the European Union”, SIGMA Papers No. 47, OECD Publishing, Organization for Economic Co-operation and Development, April, available at: http://dx.doi.org/10.1787/5kgkgqv703xw-enodies”, SIGMA Papers No. 20, OECD Publishing. (дата обращения: 23.10.2021).

3. “Central purchasing b OECD (2011a)”, “Central purchasing bodies”, SIGMA Papers No. 20, OECD Publishing, Organization for Economic Co-operation and Development, August.

4. Albano G.L. and Sparro M. (2010), “Flexible strategies for centralized public procurement”, Review of Economics and Institutions, Vol. 1 No. 2, pp. 1–32.

5. Karjalainen K. (2009), “Challenges of purchasing centralization — empirical evidence from public procurement”, ACTA Universities Oeconomica, Based on Essays, Amsterdam, pp. 55.

6. Central purchasing b OECD (2011a), “Central purchasing bodies”, SIGMA Papers No. 20, OECD Publishing, Organization for Economic Co-operation and Development, August.

7. Unified information system in the field of procurement: [website]. — URL: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (accessed 10/23/2021).

8. On approval of the lists of operators of electronic platforms and specialized electronic platforms provided for by Federal Laws No. 44-FZ dated April 5, 2013, No. 223-FZ dated July 18, 2011. Decree of the Government of the Russian Federation of July 12, 2018 No. 1447-r (with amendments and additions). — Text: electronic // Guarantor: [website]. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71890264/ (accessed 10/23/2021).

9. Pleshchenko V.I. Procurement in the transition to industry 4.0: features and prospects / V.I. Pleshchenko // Logistics today. — 2018. — No. 1. — S. 65–73.

10. Calatayud A. & Katz R. (2019). Cadena de suministro 4.0 mejoras practicas internacionales y hoja de ruta para América Latina [Trabajo de grado]. Repositorio del Banco Interamericano de Desarrollo. — 2019. — p. 12–13.

В условиях современной рыночной экономики ввиду высокого уровня конкуренции компании стремятся максимизировать рентабельность бизнеса. Достижению данной цели способствует минимизация расходов на обеспечение деятельности предприятия, то есть уменьшение затрат на закупку машин и оборудования, первичных материалов для производства или предоставления услуг. Централизация и категоризация закупочной деятельности позволяют уменьшить расходы за счет получения эффекта масштаба на предприятиях, усиления переговорной позиции и повышения прозрачности закупок, отражающейся в снижении вероятности коррупции и мошенничества при их проведении. Благодаря всем этим преимуществам централизация и категоризация закупок в настоящее время являются крайне востребованными и популярными способами повышения эффективности экономической деятельности как в частных, так и в государственных организациях.

Цель исследования: исследование процесса централизации и категоризации закупочного процесса на основании использования отечественного и зарубежного опыта в рамках выбранной тематики.

Материалы, методы и условия проведения исследования: в работе применялись методы эмпирического исследования, такие как библиометрический анализ, структурно-функциональный анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция.

Существует сразу несколько различных определений централизованных закупок, однако во всех них есть общие черты. Иногда их определяют как процесс, посредством которого все процедуры закупок могут контролироваться в одном центральном месте. Другое определение характеризует централизованные закупки как процесс, в рамках которого один филиал берет на себя ответственность за обеспечение потребностей всех других филиалов компании и выполнение всех функций по закупкам [1]. Наконец, ОЭСР [2; 3] определила централизацию закупок как «создание централизованного агентства с задачей закупки товаров и услуг в интересах других учреждений и органов с целью снижения стоимости закупок».

Различные определения централизации государственных закупок сводятся к двум аспектам: первый заключается в том, что они осуществляются через единый центральный орган или агентство, управление или департамент, а второй аспект — в том, что централизованные закупки должны быть направлены на снижение стоимости закупок. В свете этого централизованные государственные закупки или централизацию государственных закупок можно определить следующим образом: правительство возлагает задачу по закупке товаров и услуг для различных государственных органов и ведомств на централизованное агентство, специально созданное для выполнения этой функции в целях рационализации государственных расходов и повышения эффективности и результативности государственных закупок, а также дальнейшего контроля и подотчетности государственных закупок. На рис. 1 показан процесс закупок централизованным способом.

Для Цитирования:
Аникевич А.М., Проданова Н.A., Закупочные процедуры: централизация и категоризация. Бухучет в здравоохранении. 2022;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: