В условиях современной рыночной экономики ввиду высокого уровня конкуренции компании стремятся максимизировать рентабельность бизнеса. Достижению данной цели способствует минимизация расходов на обеспечение деятельности предприятия, то есть уменьшение затрат на закупку машин и оборудования, первичных материалов для производства или предоставления услуг. Централизация и категоризация закупочной деятельности позволяют уменьшить расходы за счет получения эффекта масштаба на предприятиях, усиления переговорной позиции и повышения прозрачности закупок, отражающейся в снижении вероятности коррупции и мошенничества при их проведении. Благодаря всем этим преимуществам централизация и категоризация закупок в настоящее время являются крайне востребованными и популярными способами повышения эффективности экономической деятельности как в частных, так и в государственных организациях.
Цель исследования: исследование процесса централизации и категоризации закупочного процесса на основании использования отечественного и зарубежного опыта в рамках выбранной тематики.
Материалы, методы и условия проведения исследования: в работе применялись методы эмпирического исследования, такие как библиометрический анализ, структурно-функциональный анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция.
Существует сразу несколько различных определений централизованных закупок, однако во всех них есть общие черты. Иногда их определяют как процесс, посредством которого все процедуры закупок могут контролироваться в одном центральном месте. Другое определение характеризует централизованные закупки как процесс, в рамках которого один филиал берет на себя ответственность за обеспечение потребностей всех других филиалов компании и выполнение всех функций по закупкам [1]. Наконец, ОЭСР [2; 3] определила централизацию закупок как «создание централизованного агентства с задачей закупки товаров и услуг в интересах других учреждений и органов с целью снижения стоимости закупок».
Различные определения централизации государственных закупок сводятся к двум аспектам: первый заключается в том, что они осуществляются через единый центральный орган или агентство, управление или департамент, а второй аспект — в том, что централизованные закупки должны быть направлены на снижение стоимости закупок. В свете этого централизованные государственные закупки или централизацию государственных закупок можно определить следующим образом: правительство возлагает задачу по закупке товаров и услуг для различных государственных органов и ведомств на централизованное агентство, специально созданное для выполнения этой функции в целях рационализации государственных расходов и повышения эффективности и результативности государственных закупок, а также дальнейшего контроля и подотчетности государственных закупок. На рис. 1 показан процесс закупок централизованным способом.