22 июля Дума в третьем чтении приняла весьма нашумевший еще на этапе законопроекта закон о платформенной экономике. В Правительство законопроект внесли совсем недавно, в начале июля, скорость рассмотрения очевидно свидетельствует об актуальности этой темы для экономики, так что стоит ожидать оперативной трансформации законопроекта в закон. Если Совет Федерации и президент одобрят документ, закон вступит в силу с 1 октября 2026 года.
В пояснительной записке к законопроекту сказано, что цель изменений — создание безопасной цифровой среды на посреднических цифровых платформах (так называются в законе маркетплейсы) и определение правовых условий их работы.
Если исходить из практического смысла, эта инициатива направлена на решение давно существующей проблемы с ограничением прав продавцов (селлеров) со стороны администрации маркетплейсов. Большая часть документа посвящена регулированию отношений между селлерами и администрацией маркетплейсов, названных в тексте проекта «посредническими цифровыми платформами». Критерий отнесения площадки к категории маркетплейсов определен так: возможность создания карточек товаров, размещения заказов и заключения договоров между пользователями площадки.
Маркетплейсы обяжут регистрироваться в особом реестре, а селлеров — верицифироваться с помощью ЕГРЮЛ или портала Госуслуг. Эти требования должны минимизировать количество фиктивных регистраций.
Правительство планирует использовать маркетплейсы для выявления правонарушений. Это вполне соответствует общему тренду — законодатель делает активные попытки защитить пользователей от мошенников. Например, уже внедрены особые требования к операторам мессенджеров и организаторам распространения информации, цель которых пресечение нарушений со стороны пользователей.
Что поменяется? Во-первых, маркетплейсы обяжут регистрироваться в особом реестре, а селлеров — верифицироваться с помощью ЕГРЮЛ или портала Госуслуг. Эти требования должны минимизировать количество фиктивных регистраций.