2020 год был сложным для всех, и некоммерческие организации не стали исключением, поэтому «Правовая команда» сосредоточилась на позитивных итогах и попыталась собрать новшества, которые сделали жизнь сообщества легче.
Итак, в самом начале пандемии, в марте, заговорили о том, чтобы разрешить НКО принимать часть решений заочным или онлайн-голосованием. Закон был принят уже в июне.
В апреле был введен мораторий на плановые проверки НКО, а перечень поводов для внеплановых проверок сильно сократили, ограничив ситуациями, в которых есть риск для жизни и здоровья людей. Правда, на практике внеплановые проверки соблюдения законодательства продолжились по прежним основаниям: на это обращали внимание обращавшиеся за консультациями к «Правовой команде».
Также из-за пандемии Минюст решил сдвинуть сроки предоставления ежегодной отчетности: сначала речь шла о 1 июня, затем о 1 июля. Впрочем, опрос участников конференции показал, что большинство НКО предпочли сдать отчеты как обычно — в апреле.
Лето порадовало расширением возможностей для благотворительности: теперь компании, которые передали социально ориентированным НКО имущество, могут учитывать эти расходы при расчете налога на прибыль. Кроме того, благотворительным фондам и организациям разрешили формировать целевой капитал и объявлять с этой целью публичный сбор. Речь об активе, который на срок передается управляющей компании для получения пассивного дохода.
Еще одно летнее новшество — закон о социальном госзаказе, главная идея которого — получатель социальных услуг теперь может сам выбирать, у кого их заказывать. Нуждающиеся люди смогут получить сертификат на социальные услуги. Закон, который пока работает в 16 пилотных регионах, призван стимулировать конкуренцию между государственными и негосударственными поставщиками. Правда, в регионах, где проект работает, слишком мало НКО — поставщиков услуг и оценить эффект пока сложно, поэтому, скорее всего, сферу действия тестового проекта скоро расширят, обратили внимание юристы «Правовой команды».