По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.42 DOI:10.33920/sel-07-2003-01

Законодательные основы защиты и карантина растений

Малков С. П. главный редактор журнала «Овощеводство и тепличное хозяйство»

В статье проводится обзор действующих правовых норм федерального законодательства, а также законодательства субъектов Российской Федерации, регулирующих деятельность в области защиты и карантина растений. Для сравнительного анализа рассматриваются также законы Республики Беларусь и Республики Казахстан, регламентирующие данную сферу общественных отношений.

Литература:

1. Федеральный закон от 21.07.2014 № 206-ФЗ «О карантине растений» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 28.07.2014. № 30 (ч. I). — Ст. 4207.

2. Проект федерального закона № 25245-З «О защите растений» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

3. Закон Самарской области от 07.07.2003 № 61-ГД «О защите сельскохозяйственных растений и продукции растительного происхождения на территории Самарской области» // Волжская коммуна. — 10.07.2003.

4. Закон Республики Беларусь от 25.12.2005 № 77-З «О карантине и защите растений» // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. — 16.01.2006. — № 6. — 2/1174.

5. Закон Республики Казахстан от 11.02.1999 № 344-I «О карантине растений» // Казахстанская правда. — 19.02.1999. — № 34.

6. Закон Республики Казахстан от 03.07.2002 № 331-II «О защите растений» // Казахстанская правда. — 09.07.2002. — № 149 (23798).

Анализируя состояние законодательства в области защиты и карантина растений, следует сказать, что в нашей стране защита растений на федеральном законодательном уровне пока не урегулирована.

9 ноября 2000 г. по инициативе Законодательного собрания Краснодарского края на рассмотрение в Государственную Думу поступил проект федерального закона № 25245-З «О защите растений» [2]. В тексте законопроекта говорилось, что он призван установить правовые, организационные и экономические основы государственного регулирования в области обеспечения защиты сельскохозяйственных растений и сельскохозяйственной продукции от вредных организмов на территории Российской Федерации и направлен на защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, обеспечение продовольственной безопасности государства. В проекте было закреплено, что его целью является обеспечение защиты сельскохозяйственных растений и растениеводческой продукции от вредных организмов, распространенных на территории России, предотвращение массового развития вредных организмов и возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных ими, сохранение урожая сельскохозяйственных растений и обеспечение его качества.

К сфере применения проекта были отнесены сельскохозяйственные угодья, очаги сорняков, вредителей и болезней сельскохозяйственных растений вне их, объекты, техника, приспособления, живые организмы, их продуценты и ингредиенты, вещества и их препараты, связанные с обеспечением защиты сельскохозяйственных растений.

Статья 2 проекта федерального закона содержала определения основных понятий, имеющих отношение к данной области. Так, защита сельскохозяйственных растений в проекте определялась как деятельность по предотвращению и устранению вреда, причиняемого сельскохозяйственным растениям и сельскохозяйственной продукции вредными организмами (вредителями, болезнями и сорняками), распространенными на территории Российской Федерации, основанная на сочетании различных методов и средств. В качестве вредных (чужеродных) организмов в проекте рассматривались растения любого вида, сорта или биологического типа, насекомые, животные или болезне творные организмы любого вида, расы, биологического типа, способные нанести вред сельскохозяйственным растениям или продукции растительного происхождения.

Для Цитирования:
Малков С. П., Законодательные основы защиты и карантина растений. Овощеводство и тепличное хозяйство. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: