По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 321+342

Законодательные ограничения информационных прав

Александр Александрович Крылов аспирант кафедры политологии и государственной политики, Среднерусский институт управления — Орловский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

В статье представлен краткий анализ конституционно-правовых норм ограничения информационных прав. В условиях стремительного развития информационных технологий, социальных медиа, цифровой экономики, возникает необходимость исследования степени законодательной защищенности личности, общества и государства в информационной сфере.

Литература:

1. Указ президента РФ от 05.12.2016 № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс].  — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_208191/ (дата обращения: 11.10.2017).

2. Федеральный закон РФ от 26.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» // СЗ РФ. — 2006. — № 31 (ч. I) — Ст. 3451.

3. Авакьян С. А. Принципы конституционно-правового положения человека и гражданина в Российской Федерации / Конституционное право России: учебный курс: В 2-х тт. — Т. 1. — М.: Юристъ, 2005. — С. 501–502.

4. Бачило И. Л., Лопатин В. Н., Федотов М. А. Информационное право: учебник / под ред. акад. РАН Б. Н. Топорнина. — 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2005. — С. 430.

5. Елизаров  В. Г.  Конституционно обоснованные ограничения свободы массовой информации в  ходе избирательных кампаний и  просчеты нового законопроекта // Журнал российского права. — 2002. — № 4. — С. 75.

6. Ежова Е. Н. К вопросу о злоупотреблении свободой массовой информации в сфере новых медиа: опыт лингвистических экспертиз // Знак: проблемное поле медиаобразования. — 2017. — № 2 (24) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-zloupotrebleniisvobodoy-massovoy-informatsii-v-sfere-novyh-media-opyt-lingvisticheskihekspertiz (дата обращения: 25.11.2018).

7. Лисицына  Е. С.  Право на  информацию и  информационную деятельность в  Российской Федерации: конституционно-правовые аспекты: Автореф. дис…. канд. юрид. наук. — М., 2003.

В целях неукоснительного соблюдения прав и свобод человека в демократическом обществе невозможно обойтись без их некоторых ограничений. Это утверждение также является верным и при реализации гражданами своих информационных прав. Вопросы правовых ограничений информационных прав и свобод становятся особенно актуальными в переломные моменты развития общества или, как это сегодня происходит с Российской Федерацией, в связи с построением гражданского общества одновременно с воздействием на него возрастающей роли информации, информационных ресурсов и информационных технологий, а также развитием цифровой экономики в стране.

Кроме того, новые медиа, социальные сети сегодня конкурируют в оперативности распространения информации и в целом коммуникационных процессов в обществе, в связи с чем, как отмечает, например, Е. Н. Ежова, «остро встает проблема медиабезопасности общества»1 .

Отметим также, что проблема ограничения информационных прав и свобод в условиях демократически развивающегося общества является предметом постоянных научно-правовых дискуссий и все время находится в центре внимания как отечественных, так и зарубежных ученых2 . Связана она с необходимыми для демократического общества ограничениями информационных прав и свобод, приобретающими по своей сути также демократический характер, так как направлены на защиту интересов личности, интересов общества и самого государства в информационной сфере.

Пятого декабря 2016 г. указом президента Российской Федерации принята Доктрина информационной безопасности Российской Федерации3 . Впервые в Доктрине употреблен термин «национальные интересы в информационной сфере». В соответствии с подп. «а» п. 2 национальные интересы в информационной сфере — это «объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития в части, касающейся информационной сферы».

В связи со сказанным возникает необходимость рассмотрения конституционно-правовых ограничений информационных прав, содержащихся в Конституции Российской Федерации и в действующем российском законодательстве.

Для Цитирования:
Александр Александрович Крылов, Законодательные ограничения информационных прав. Социальная политика и социальное партнерство. 2018;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: