По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Закон — основа доверия

Ключевые слова:

Татьяна Голендеева, заместитель руководителя Федеральной таможенной службы, рассказывает об особенностях нового таможенного законодательства и о мерах, которые должны быть приняты таможенной службой и профессиональным бизнес-сообществом для того, чтобы преимущества, предусмотренные новым Таможенным кодексом ЕАЭС, заработали в полном объеме.

ЕЭК сообщает:

«1 января 2018 г. вступил в силу Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г. Ранее все пять стран Евразийского экономического союза ратифицировали Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС и направили в Евразийскую экономическую комиссию уведомления о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления международного договора в силу. Одновременно со вступлением в силу Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г. прекращает действовать Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 г., а также ряд международных соглашений, регулировавших таможенные правоотношения и заключенных на этапе Таможенного союза».

Начну с того, что работать над новым кодексом Федеральная таможенная служба начала давно, сразу после вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза. Отмечу, кстати, что за все время работы ТК ТС в него не было внесено ни одного изменения. Хотелось бы надеяться, что такого больше не будет и Таможенный кодекс Евразийского экономического союза станет живым документом, идущим в ногу с развитием нашего Союза, отвечая на новые задачи и не отставая от процессов, происходящих в обществе и экономике наших стран.

Таможенный кодекс ЕАЭС согласовывался довольно долго, но в этом есть и определенный позитив — некоторое затягивание процесса принятия нового кодекса позволило таможенным службам стран Союза, в частности российской таможне, подготовиться к реализации заложенных в ТК ЕАЭС концептуальных подходов. По сути, ко многим новеллам кодекса мы были уже готовы, апробировав их в экспериментальном режиме, и только ждали появления юридически значимой терминологии для обозначения этих технологических решений.

Тем не менее 2018 г. будет очень непростым и для участников внешнеэкономической деятельности, и для околотаможенного бизнеса, и для таможенных органов. Поработать всем придется достаточно много, инициативно и трудно. С чем это связано? Дело в том, что мы все вместе должны не только освоить новую нормативную базу. ФТС России также взяла на себя определенные обязательства, связанные с направлением, в последние годы проводимым службой, именно работой по повышению уровня технологического сопровождения процессов таможенного оформления и таможенного контроля. Что имеется в виду? ТК ЕАЭС предусматривает приоритет электронного декларирования, которое в России внедрено достаточно давно. Однако в соответствии с новым кодексом декларация на товары будет подаваться без представления документов, на основании которых она заполнена. Эта норма, с одной стороны, краткая, с другой, за ней стоит очень сложный и очень непростой процесс осмысления и подготовки технологических решений с помощью программных средств таможенных органов и компаний, разрабатывающих такие продукты для участников ВЭД. Ведь для того чтобы преимущества, предусмотренные новым кодексом (автоматическая регистрация ДТ, автоматический выпуск товаров и т. п.), заработали, необходимо технологические процессы и программные средства соответствующим образом подготовить. Поэтому не надо думать, что непосредственно с 1 января 2018 г. все декларации будут выпускаться в автоматическом режиме и т. д. Нам будет очень непросто достичь исполнения тех параметров, которые заложены в Комплексной программе развития ФТС России на период до 2020 г.: в течение трех лет мы должны добиться, чтобы 64 % деклараций (уже с учетом системы управления рисками) выпускались в автоматическом режиме. Как показывает анализ, сегодня выпустить ДТ в автоматическом режиме достаточно сложно, для этого требуются программные средства крайне высокого качества и настройки. Декларация должна быть не просто заполнена на основании достоверных сведений — она должна быть идеальной. Так что участникам ВЭД, рассчитывающим на автоматическую регистрацию ДТ и автоматический выпуск товаров, и компаниям-разработчикам необходимо проанализировать качество используемых программных средств.

Для Цитирования:
Закон — основа доверия. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: