— Что сейчас происходит с законом?
— Первое чтение закона прошло, сейчас идет активная подготовка ко второму. Есть некоторые нюансы в тексте, которые мы обязательно должны откорректировать, улучшить те правовые институции, которые там закреплены, и самое главное, учесть пожелания других участников согласительных процедур, в том числе бизнеса, чтобы получить максимально сбалансированный рабочий документ, с которым нам предстоит жить. Закон разрабатывался Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг). Обсуждение законопроекта показало, что он поддержан всеми фракциями Государственной думы — в первом чтении был принят единогласно.
— В чем необходимость принятия нового закона о стандартизации уже после завершения реформы технического регулирования?
— Во многом это придаст новый правовой смысл национальной стандартизации, поскольку мы больше десяти лет жили по правилам только технического регулирования и воспринимали стандартизацию как его элемент. Но техническое регулирование — лишь одна из областей применения стандартов, и не самая основная. Мы продолжаем обеспечивать задачи технического регулирования, как национального, так и наднационального в рамках Евразийского экономического союза. Уже принято более 50% стандартов в обеспечение технических регламентов. Но мы считаем, что передовые государства, если они заинтересованы в будущем, в развитии отраслей промышленности, в развитии секторов экономики, должны думать о стандартах, не только связанных с минимальным уровнем безопасности, но о тех, что позволят предприятиям развиваться.
Методологически неверно слепо копировать зарубежный опыт. Мы должны его учитывать, но должны и понимать наличие внутренних технологических ограничений в национальной экономике на импорт внешних наработок. Нашу промышленность, наше сельское хозяйство и другие отрасли экономики необходимо обеспечивать стандартами, которые последовательно позволят этим отраслям прийти к должному уровню оснащения, должному уровню организации технологических процессов. Нельзя просто взять и ввести, например, европейский стандарт в какой-то области, не оценивая экономических рисков, которые могут быть. Можно просто убить работающего в этой области российского производителя, если сообщить ему, что с завтрашнего дня он должен отвечать этим требованиям. Но нельзя и бесконечно долго смотреть на использование устаревшего стандарта, рассчитывая, что без внешнего воздействия производитель решит сам вылезти из ямы.