Выполнять землеройные работы с помощью экскаватора-перегружателя все-таки можно, если оснастить его стандартным ковшом. Но конструктивные особенности машины — подъемная кабина, удлиненная стрела и иногда рукоять — не очень к этому располагают. Само название этой техники точно указывает на то, для чего она предназначена, — прежде всего это перегрузка, штабелирование и сортировка разного рода грузов: металлолома, лесоматериалов, твердых бытовых отходов и ряда других. По своей сути перегружатель представляет собой полноразмерный экскаватор с поворотной верхней частью, характеристики которого идеально подходят для перемещения разного рода негабарита. При этом он может быть как самоходным — колесным, гусеничным или установленным на рельсы, — так и стационарным, помещенным на специальный пьедестал; последняя конфигурация часто используется в портах, где эта техника грузит или, наоборот, разгружает баржи, сухогрузы и другие суда.
В горнодобывающей промышленности роль перегружателей чаще всего выполняют карьерные экскаваторы с ковшами большой емкости, которые в зависимости от производственной ситуации могут выполнять как землеройные, так и погрузочные работы.
В агропромышленном комплексе экскаваторы-перегружатели используются с большим набором специализированных сельскохозяйственных захватов, способных эффективно справляться с перегрузкой урожая, нефасованных удобрений и других сыпучих субстанций. Непосредственно в сельском хозяйстве считаются более предпочтительными гусеничные модификации этих машин: они оказывают меньшее давление на грунт, особенно если оснащены специальными резиновыми гусеницами, не повреждающими почву, и при этом гораздо устойчивее и способны работать на неровных поверхностях. К недостаткам гусеничных машин этого типа нужно отнести невозможность их самостоятельного перемещения по дорогам общего пользования. По этой причине для перевозки экскаваторов-погрузчиков приходится использовать автопоезда, состоящие из седельного тягача и низкорамного полуприцепа.