Технические возможности 90-х годов XX века способствовали реализации давно назревавшей устремленности архитекторов к свободной форме. Развитие технологий и создание виртуальной реальности стали причинами коренных изменений как в теории, так и в практике архитектурной деятельности. Перспективная технология виртуальной реальности XXI века пользуется пространством, выходящим за пределы евклидовой геометрии. При виртуализации происходит замена физического пространства архитектуры виртуальным пространством. «Сама тектоника архитектуры здесь обретает иную природу, поскольку вместо кирпичей здесь используются пиксели», – точно заметила И.А. Добрицына [3, с. 280].
В статье рассмотрены проекты известного современного архитектора Захи Хадид (1950–2016 гг.), имеющие большое значение для истории архитектурной теории и практики как в отношении развития индивидуального стиля, так и относительно трансформации тектоники в новейшей архитектуре. Творчество З. Хадид надолго останется предметом пристального внимания и теоретического анализа [13].
Известный теоретик и философ Патрик Шумахер, работавший с З. Хадид, утверждает, что новый архитектурный стиль под названием параметризм, основанный на изгибающихся кристаллических формах, генерируемых компьютером с параметрическим программным обеспечением, является долгосрочным будущим стилем для современной архитектуры. В своей двухтомной работе «Автопоэзис архитектуры» (2011–2012 гг.) Шумахер настаивает на том, что архитектура представляет собой собственную, отличную от других систему потоков коммуникаций, где все предыдущие категории архитектуры, такие как объект, знание, практика и т.д., пересматриваются как коммуникации, которые соединяются друг с другом в непрерывной циклической сети [19].
В связи с появлением сложных архитектурных форм, генерируемых компьютером, архитектором-исследователем Лиамом Россом введен новый термин в архитектурные исследования – «тектоника потока» (англ. tectonic of flow) [18]. Он относится и к специфике проектов З. Хадид, где параметрическая архитектура доведена до совершенства. В своей статье «Избыток неработающего материала: тектоника потока в последних работах Захи Хадид» (2008 г.) он объясняет термин «тектоника потока» на примере дизайна самолетных окон, где кривая форма сглаживает поток и является самой эффективной для аэродинамики и движения воздушных потоков. В отличие от конструкции самолета, где форма презентует динамику потока и зависит от нее, в архитектуре форма лишь имитирует эту динамику.