По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 72.021.000.17

Заха Хадид: архитектурная тектоника и дигитальная революция

Р. В. Лесневска аспирант, Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж
П. В. Капустин канд. арх., доцент, зав. кафедрой, Воронежский государственный технический университет, г. Воронеж

Рассматривается проблема трансформации архитектурной тектоники вследствие дигитальной революции. В проектах Хадид выделены две разные сферы, влияющие на архитектуру, – изобразительная и технологическая. В отличие от изобразительных приемов в архитектуре, которые лишь «играют» визуально с физическими характеристиками материалов, компьютерномоделированные фасады и материалы полностью разрушают связь физических свойств материала с его формой. Прослеживается трансформация тектоники театральности в так называемой тектонике потока как результат предпочтений дигитальной эры.

Литература:

1. Бодрийяр Ж. Соблазн. – М.: Ad Marginem, 2000. – 318 с.

2. Делез Ж. Различие и повторение. – СПб.: Петрополис, 1998. – 384 с.

3. Добрицына И.А. От постмодернизма – к нелинейной архитектуре: архитектура в контексте современной философии и науки. – М.: Прогресс-Традиция, 2004. – 416 с.

4. Капустин П.В. Опыты о природе проектирования. – Воронеж: ВГАСУ, 2009. – 218 с.

5. Капустин П.В. Проектное мышление и архитектурное сознание. Критическое введение в онтологию и феноменологию архитектурного проектирования. – Saarbrucken, Germany: Lambert Academic Publishing, 2012. – 252 с.

6. Капустин П.В. Пространственность и субстанциальность в архитектуре и проектировании // Архитектурные исследования. – 2015. – № 3 (3). – С. 4–12.

7. Капустин П.В. Проблема индивидуации мест обитания и новые задачи архитектурного образования / П.В. 8. Капустин, Е.В. Соловец // Архитектурно-художественное образовательное пространство будущего: сб. материалов Междунар. науч.-метод. конф. / Науч. ред. Л.В. Карташева. – Ростов-н/Д: Изд-во Южного федерального университета, 2015. – С. 119–120.

8. Лесневска Р.В. Архитектура как зрелище XXI века: театрализация архитектуры / Р.В. Лесневска, П.В. Капустин // Научный вестник Воронежского ГАСУ. Строительство и архитектура. – 2015. – № 2 (38). – С. 111–121.

9. Лесневска Р.В. Возвращение барокко в зрелищную архитектуру XXI века – электронное барокко // Архитектурныe исследования. – 2015. – № 4. – С. 16–29.

10. Лесневска Р.В. Тектоника театральности и атектоничность театрализации в архитектуре / Р.В. Лесневска, П.В. Капустин // Научный вестник Воронежского ГАСУ. Строительство и архитектура. – 2016. – № 1 (41). – С. 117–130.

11. Малевич К.С. От Сезанна до супрематизма: критический очерк. – М.: Изд. отд. изобр. искусств Наркомпроса, 1920. – 28 с.

12. Малевич К.С. Собр. соч.: в 5 т. Т. 5: Произведения разных лет: Статьи. Трактаты. Манифесты и декларации. Проекты. Лекции. Записи и заметки. Поэзия. – М.: Гилея, 2004. – 628 с.

13. Раппапорт А.Г. 3Х (Отдавая дань уважения и восхищения покойной Захе Хадид) [Электронный ресурс] // Блог «Башня и лабиринт». – URL: http://papardes.blogspot. ru/2016/04/blog-post.html (дата обращения: 25.12.2017).

14. Раппапорт А.Г. Темпоральность и телесность [Электронный ресурс] // Блог «Башня и лабиринт». – URL: http://papardes.blogspot.ru/2012/12/1997_21.html (дата обращения: 25.12.2017).

15. Hadid Z. Total Fluidity: Studio Zaha Hadid, Projects 2000–2010 University of Applied Arts Vienna / Z. Hadid, P. Schumacher. – Edition Angewandte (Paperback): Ambra Verlag, 2011. – 248 p.

16. Hartoonian G. Architecture and Spectacle: A Critique. – Ashgate Publishing, Ltd., 2012. – 262 p.

17. Relph E. Place and Placelessness. – London: Pion Ltd., 2008. – 174 p.

18. Ross L. An Excess of Unthinking Material: The Tectonic of Flow in Zaha Hadid’s recent work [Electronic resource] // Tectonics: Making Meaning, Eindhoven, United Kingdom, 8.03.06–8.03.06. – Access: http://www.research.ed.ac.uk/portal/files/4092397/LiamRoss_113_ExcessMaterial_submitted_.pdf (дата обращения: 25.12.2017).

19. Schumacher P. The Autopoiesis of Architecture: A New Framework for Architecture, Vol. 1. – Wiley, 2011. – 478 p.

Технические возможности 90-х годов XX века способствовали реализации давно назревавшей устремленности архитекторов к свободной форме. Развитие технологий и создание виртуальной реальности стали причинами коренных изменений как в теории, так и в практике архитектурной деятельности. Перспективная технология виртуальной реальности XXI века пользуется пространством, выходящим за пределы евклидовой геометрии. При виртуализации происходит замена физического пространства архитектуры виртуальным пространством. «Сама тектоника архитектуры здесь обретает иную природу, поскольку вместо кирпичей здесь используются пиксели», – точно заметила И.А. Добрицына [3, с. 280].

В статье рассмотрены проекты известного современного архитектора Захи Хадид (1950–2016 гг.), имеющие большое значение для истории архитектурной теории и практики как в отношении развития индивидуального стиля, так и относительно трансформации тектоники в новейшей архитектуре. Творчество З. Хадид надолго останется предметом пристального внимания и теоретического анализа [13].

Известный теоретик и философ Патрик Шумахер, работавший с З. Хадид, утверждает, что новый архитектурный стиль под названием параметризм, основанный на изгибающихся кристаллических формах, генерируемых компьютером с параметрическим программным обеспечением, является долгосрочным будущим стилем для современной архитектуры. В своей двухтомной работе «Автопоэзис архитектуры» (2011–2012 гг.) Шумахер настаивает на том, что архитектура представляет собой собственную, отличную от других систему потоков коммуникаций, где все предыдущие категории архитектуры, такие как объект, знание, практика и т.д., пересматриваются как коммуникации, которые соединяются друг с другом в непрерывной циклической сети [19].

В связи с появлением сложных архитектурных форм, генерируемых компьютером, архитектором-исследователем Лиамом Россом введен новый термин в архитектурные исследования – «тектоника потока» (англ. tectonic of flow) [18]. Он относится и к специфике проектов З. Хадид, где параметрическая архитектура доведена до совершенства. В своей статье «Избыток неработающего материала: тектоника потока в последних работах Захи Хадид» (2008 г.) он объясняет термин «тектоника потока» на примере дизайна самолетных окон, где кривая форма сглаживает поток и является самой эффективной для аэродинамики и движения воздушных потоков. В отличие от конструкции самолета, где форма презентует динамику потока и зависит от нее, в архитектуре форма лишь имитирует эту динамику.

Для Цитирования:
Р. В. Лесневска, П. В. Капустин, Заха Хадид: архитектурная тектоника и дигитальная революция. Строительство: новые технологии - новое оборудование. 2018;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: