По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Загрязнение ливневых стоков с автомобильных дорог

Ключевые слова:

Проблема оценки загрязнения ливневых и талых вод, стекающих с полотна автомобильных дорог, а также способов очистки таких вод изучена недостаточно. Даже в развитых европейских странах вопрос о необходимости очистки поверхностного стока с автомобильных дорог был поставлен на повестку дня только в последние годы. Вместе с тем известно, что при эксплуатации шоссейных дорог ливневые стоки непосредственно оказывают ощутимое антропогенное давление на окружающую природную среду. При этом загрязнение ливневых и талых сточных вод нефтепродуктами, взвешенными веществами, тяжелыми металлами достигает экологически опасных уровней. Особенно остро стоит вопрос по очистке ливневого стока с дорог, мостов и эстакад в водоохранной зоне при пересечении рек и около водоемов.

Литература:

1. СНиП «Автомобильные дороги». 4. — 88.

2. СанПиН 2.1.5.980–00. Гигиенические требования к охране поверхностных вод.

3. Условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации Санкт-Петербурга (с изменениями от 01.01.01 г., 3 марта 1999 г., августа 2005 г.). Приложение 1 к приказу Комитета по управлению городским хозяйством Администрации Санкт-Петербурга от 01.01.01 г. № 201.

4. Отчет «Экологическое обоснование схемы отведения и очистки ливневых вод с мостовых переходов и полотна автомобильной дороги». Руководитель работы — Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт Академии коммунального хозяйства. 2001.

5. Строительные нормы по проектированию сооружений для очистки поверхностных вод СН 496–77.

6.  Рекомендации по  учету требований по охране окружающей среды при проектировании автомобильных дорог и мостовых переходов. — М.: СоюздорНИИ, 1995. — 113 с.

Согласно СНиП 2.05 «Автомобильные дороги» [1] (п. 3.6): «На дорогах в пределах водоохранных зон следует предусматривать организованный сбор воды с поверхности проезжей части с последующей ее очисткой или отводом в места, исключающие загрязнения источников водоснабжения».

Согласно СанПиН 2.1.5.980–00 [2] не допускается организованный сброс ливневых сточных вод:

  • в черте населенных пунктов;
  • в пределах первого и второго округов санитарной охраны курортов;
  • в местах туризма, спорта и массового отдыха населения.

Ливневые воды с проезжей части дороги могут сбрасываться не только напрямую в водные объекты, но и в канализационную городскую сеть. Необходимо отметить, что, например, в Санкт-Петербурге действуют достаточно жесткие условия приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации [3]. По взвешенным веществам допускается к сбросу от 10–15 до 300 мг/л, по нефтепродуктам — 0,3–0,7 мг/л. Ливневые сточные воды с дорожного покрытия, как правило, не удовлетворяют этим высоким требованиям.

В связи с этим в последние годы достаточно остро стоит вопрос об очистке ливневых стоков с дорог и, учитывая потребность в большом количестве очистных сооружений, вопрос о необходимом номенклатурном ряде таких сооружений для удовлетворения нужд дорожной отрасли. В данной работе выполнена экспериментальная оценка количества нефтепродуктов, взвешенных веществ и тяжелых металлов, попадающих на проезжую часть автомобильных дорог, и обоснованы требуемые параметры производительности очистных сооружений ливневых стоков.

Поступление нефтепродуктов на поверхность автодорог связано с протечками топлива, моторного масла, трансмиссионного масла, смазочных материалов из различных систем автомобиля. При протечках на поверхность автодороги поступают отдельные капли нефтепродуктов, частота падения и объем которых зависит от изношенности двигателя, тщательности и правильности его эксплуатации, а также других причин. Скорость поступления нефтепродуктов на дорогу в результате таких утечек из одной автомашины составляет от долей миллиграмма до нескольких миллиграмм в секунду.

Для Цитирования:
Загрязнение ливневых стоков с автомобильных дорог. Водоочистка. 2018;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: