У меня нет сомнений в том, что для Центральной акцизной таможни прошлый год был положительным как с точки зрения результатов по сравнению с 2018 г., так и с точки зрения обеспечения работоспособности всех подразделений ЦАТ в условиях масштабного реформирования таможенных органов.
Приоритетными задачами Центральной акцизной таможни в 2019 г. были следующие: 1) открытие Акцизного специализированного таможенного поста (центра электронного декларирования) Центральной акцизной таможни (14 февраля 2019 г. постом выпущена первая декларация на товар); 2) поэтапная концентрация декларационного массива таможни в центре электронного декларирования (на конец 2019 г. в ЦЭДе сконцентрировано оформление табачной, алкогольной продукции, масел моторных, шин); 3) сопровождение комплексной инспекторской проверки деятельности Центральной акцизной таможни — деятельность таможни по всем направлениям за период 2016–2018 гг., проверенным комиссией ФТС России, оценена на «удовлетворительно».
В 2019 г. внешнеторговый оборот, осуществленный через таможенные посты Центральной акцизной таможни, составил почти 32 млрд долларов США, что на 19 % больше объема оборота 2018 г. (рис. 1). Наибольшая доля (99,6 %) товарооборота приходится на страны дальнего зарубежья. Контрольное задание по формированию федерального бюджета в части доходов, администрируемых таможенными органами, выполнено на 102,81 %, в том числе импортная составляющая — на 101,96 %. В бюджет перечислено 527 млрд 154 млн рублей, что на 4,23 % превышает уровень перечислений 2018 г. (рис. 2).
Утилизационный сбор — четвертый по значимости платеж для таможни. Доля утилизационного сбора в общей сумме перечислений составила в 2019 г. 12,5 %. Ежегодно сумма утилизационного сбора, взимаемого ЦАТ, растет. В 2019 г. по отношению к 2018 г. рост составил около 3 % (рис. 3).
Выполнение поставленных перед таможней задач по формированию доходной части бюджета предполагает постоянный контроль за правомерностью принимаемых нижестоящими таможенными органами и их должностными лицами решений в сфере таможенного регулирования. Инструментом, позволяющим наиболее эффективно и оперативно организовать данную работу, является ведомственный контроль. Индикатором риска выступает принятие не соответствующих требованиям права ЕАЭС юридически значимых решений, которые могут оказать существенное влияние в том числе на выполнение таможней планового задания. В 2019 г. на постоянной основе осуществлялась проверка в порядке ведомственного контроля решений, принятых подчиненными таможенными органами, по сравнению с 2018 г. объем проведенного ведомственного контроля вырос в 2,8 раза.