Работая над проектом Таможенного кодекса Евразийского экономического союза на площадке Евразийской экономической комиссии, представители бизнес-сообщества многого добились, хотя и не всего, чего хотели. Тем не менее удалось продвинуться вперед в отношении норм как для текущих процедур, так и для тех, которые могут найти применение впоследствии. Скажем, положения ТК ЕАЭС допускают, что вопрос выпуска товаров до подачи таможенной декларации и расчета таможенных платежей после выпуска товаров может быть рассмотрен странами — членами ЕАЭС в будущем. Нам казалось важным заложить в кодекс возможность значимых изменений в будущем по тем вопросам, которые члены Союза не готовы сейчас обсуждать в силу тех или иных обстоятельств.
После принятия ТК ЕАЭС фокус нормотворческой деятельности предпринимательского сообщества переносится большей частью на национальный уровень. Впрочем, наднациональная площадка диалога с бизнесом остается прежде всего в свете интенсивной работы ЕЭК, которой поручено доработать немалое количество спорных вопросов, возникших при редактировании Таможенного кодекса. Хочу выразить благодарность Евразийской экономической комиссии за то, что нас приглашают и обсуждают с нами практически каждый из готовящихся нормативных актов.
На национальном же уровне наиболее значимой площадкой для бизнес-сообщества сейчас является Общественный совет при ФТС России, который работает очень активно и стал обязательным участником обсуждения любого вопроса в сфере таможенного администрирования.
Важной площадкой остается и аппарат Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, куда может обратиться за помощью любой предприниматель, если исчерпаны все другие возможности доказать свою правоту в рамках досудебного или судебного разбирательства и где сформировано отдельное направление по таможенным вопросам (напомню, что на сайте аппарата бизнес-омбудсмена есть специальная форма для обращения по таможенным вопросам).
Что касается дорожных карт в рамках предпринимательской инициативы АСИ, то надо понимать, что это не вечно действующий инструмент, и в настоящее время почти все дорожные карты считаются выполненными, за исключением 3–4. Среди последних остается дорожная карта «Совершенствование таможенного администрирования», которая продолжает действовать и даже будет расширена, — предполагается включить в нее дополнительный блок вопросов, но и она вряд ли будет продлена за пределы 2018 г.