Вначале отвечу на вопрос, вынесенный в название конференции: зарабатывать надо честно, а все остальное приложится. В настоящее время внешняя торговля продолжает развиваться: по сравнению с низкой базой 2020 г. наблюдается значительный рост по всем направлениям и объему. Энергетический экспорт по объему растет ежегодно. Если вспомнить кризисы 2008 и 2014 гг., происходило то же самое: было резкое падение объема в стоимостном выражении и небольшое падение в весовом отношении. Нефтяной рынок стабилен. В части компетенции таможенной службы надо сказать о налоговом маневре: ставки экспортных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты с каждым годом снижаются и к 2024 г. будут обнулены. Серьезно растет импорт — в стоимостном отношении в 2021 г. он будет не меньше, чем в 2019 г.
Что делает таможня, чтобы обеспечить хорошие условия для ведения внешней торговли? Наша работа заключается в том, чтобы содействовать развитию международной торговли, упрощению и унификации таможенных процедур. Мы завершили реализацию Комплексной программы развития ФТС России на период до 2020 г. Скажу несколько слов о результатах этой работы. Созданы 16 центров электронного декларирования, в которых оформляется 99,8 % всех деклараций. Скорость оформления по импорту для безрисковых поставок составляет 1 час 16 минут, по экспорту для безрисковых поставок — 40 минут. Очень важна роль автоматизации: сегодня полностью в автоматическом режиме оформляется 20 % всех импортных и 40 % всех экспортных деклараций. По итогам 2021 г. общее количество автоматически выпущенных деклараций будет как минимум в полтора раза больше, чем в 2020 г. (в 2020 г. было 1 млн 808 тысяч ДТ), то есть по автовыпуску мы ожидаем очень серьезного результата. Мы попытались подсчитать экономию времени как должностных лиц таможенных органов, так и участников ВЭД за счет автовыпуска, и получилось, что в 2020 г. в обоих случаях было сэкономлено примерно по 5 млн часов рабочего времени. Поэтому наша задача — как можно шире применять автовыпуск. Однако понятно, что это «улица с двусторонним движением» — автовыпуск применяется только для участников низкого уровня риска, поэтому чем большую долю на рынке будут занимать добросовестные участники ВЭД, тем легче будет работать и им, и нам.