Считается, что фонари на каждой улице является незаменимым элементом любого населенного пункта. Они обеспечивают достаточное освещение во избежание аварий на дорогах, а также спокойствие тем, кому приходится передвигаться по улицам пешком, когда стемнеет. Но при этом важно понимать, что ритмы дневного и ночного освещения важны не только для человека, но и для животных и растений. Сам же свет не берется из ниоткуда, а когда мы покупаем экологическую энергосберегающую лампу, где-то включается вывеска круглосуточного магазина.
Световое загрязнение — это любое неблагоприятное влияние искусственного освещения.
По определению Международной ассоциации темного неба (The International Dark-Sky Association — IDA), световое загрязнение включает внешние и внутренние источники освещения помещений, рекламы, офисов, фабрик, освещенные спортивные объекты и тому подобное. Основная проблема такого освещения в том, что оно неэффективно, слишком яркое, ненаправленное и неправильно экранированное, что в основном делает его бесполезным в таком виде. Свет и электричество для его создания тратятся впустую, поскольку оно освещает небо, а не реальные объекты и участки.
Еще несколько лет назад с помощью спутников составили карту, где показывается степень искусственного освещения на планете. На ней видно, что Европа, часть Северной Америки и крупные города-мегаполисы каждую ночь засыпают и просыпаются в условиях светового загрязнения.
Кроме того что это напрасно потраченные средства, такое щедрое использование электричества для освещения пустоты ведет к дополнительным затратам энергии и, как следствие, повышает выбросы парниковых газов.
Ранее основное внимание уделялось преимущественно оптимизации работы уличных фонарей, но последние исследования показали, что даже при правильной организации системы освещения в городах большая часть света «выбрасывается» в космос из других источников.
Это удалось обнаружить в результате эксперимента, который провели в городе Тусон в США. Там более 19 тыс. уличных фонарей заменили на светодиодные лампы, а также создали объединенную систему «умного города», которая позволяет управлять сетью и при необходимости уменьшать яркость освещения отдельных фонарей. Система внедрялась с 2017 года, а в 2019-м международная команда исследователей несколько ночей изучала, как меняется световой след из-за разной интенсивности освещения сети фонарей.