По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Зачем копировать классиков?

Е. Осипович художник и автор арт-блога paintingrussia.com

Без копирования чужих картин не обходится ни одна программа живописи в художественном вузе. Почему это важно? И вообще, важно ли?

Отвечу так: все хорошо в меру. Если, конечно, Вы не стремитесь стать профессиональным копиистом и реализоваться именно в этой сфере — в таком случае в Вашей учебной программе копирование, копирование и еще раз копирование. И можно без хлеба и большими ложками.

Но «среднестатистический» художник хочет идти своим путем и выработать собственный уникальный стиль, и здесь бесконтрольное подражательство становится очень лукавым другом. Другом, который помогает только до поры до времени, а потом начинает исподтишка вредить и вставлять палки в колеса. Пишете цветы (не дай бог, подсолнухи) — а Вас спрашивают: «Это копия Ван Гога?». Садитесь за портрет знакомого — и не можете отделаться от тени Ренуара за плечами. Получили заказ на фантастику — и дело не двигается дальше длинноногих слонов Дали. Называется, перекопировали, забыли подкармливать собственное творческое «я», вот оно и зачахло.

Но в умеренных дозах и особенно в начале творческого пути это сплошная польза. С помощью копирования вы:

• изучаете творчество знаменитых мастеров, буквально разбирая его на отдельные мазки;

• перенимаете у них какие-то фишки, которые пришлись по сердцу;

• тренируетесь в точной передаче цвета;

• вырабатываете хороший вкус, чувство композиции;

• при копировании разных авторов расширяете свои горизонты. Волей-неволей приходится побывать в разных шкурах: сегодня Вы строгий академист, а завтра — бунтарь из «Бубнового валета» (почему бы и нет?). Живопись относится к числу тех сфер, в которых действительно «нужно все попробовать»;

• учитесь предельно точно передавать увиденное. В первую очередь это важно для тех, кто решил посвятить жизнь реализму.

Живопись относится к числу тех сфер, в которых действительно «нужно все попробовать».

В шахматах ученики играют знаменитые партии Таля и Карпова, а в живописи также полезно копировать больших мастеров. Только, пожалуйста, пусть они действительно будут большими! Чтобы был толк, выбирайте классиков: у них есть чему поучиться, а заодно развивается чувство вкуса. Ведь для достижения цели высокая планка — чуть ли не самое главное.

Для Цитирования:
Е. Осипович, Зачем копировать классиков?. Русская галерея-XXI век / Russian gallery. XXI c.. 2019;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: