Электронный документооборот (ЭДО) перестает быть привилегией исключительно крупных компаний, а становится неотъемлемой необходимостью и одновременно перспективой роста для среднего и малого бизнеса. «Промышленники понимают преимущества электронного документооборота, но пока не готовы адаптировать все свои бизнес-процессы под новый формат работы», – к такому выводу пришел руководитель направления по развитию электронного факторинга компании E-COM Антон Шевченко. Если говорить о ритейле, главном драйвере электронных коммуникаций в своих бизнес-процессах с поставщиками, то здесь процедура уже не вызывает вопросов, механизм отработан и требуются только донастройки. У промышленников же картина иная. Структура поставок и организация сопровождающего их документооборота, к примеру, трубного завода несколько отличается от тракторного. Здесь необходимы особые интеграционные решения, рассчитанные индивидуально для каждого производства. Финансовые взаимоотношения поставщиков и покупателей, которые имеют определенную формализацию в ритейле, также требуют отдельного рассмотрения в сфере промышленного производства. И пока, в основном, только бухгалтерия вынуждена переходить на ЭДО.
У обычного бухгалтера за последние несколько лет в работе произошли серьезные перемены. Конечно, он по-прежнему рассчитывает зарплату, сводит дебет с кредитом, составляет отчеты и занимается статистикой, но теперь это происходит иначе.
Сегодня на помощь специалистам пришли компьютер и фискальные органы. Первый – автоматизировал процесс на рабочем месте, вторые – дали возможность сдавать отчетность, не выходя из офиса. Это кардинально изменило всю отрасль.
Начиная с 2002 г., после подписания закона »Об электронной цифровой подписи», общение бухгалтера с контролирующими органами все чаще и чаще становится виртуальным. Основными ведомствами, принимающими отчетность в электронном виде, являются Федеральная налоговая служба, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Росстат.
Федеральная налоговая служба активнее других ведомств продвигает электронный документооборот. Так, в прошлом году она запретила использовать бумажную форму декларации по НДС всем налогоплательщикам, а в этом потребовала предоставлять только в электронном виде отчеты по формам 2-НДФЛ и 6-НДФЛ. Мало того, с 1 июля текущего года налоговая служба может приостанавливать счета организаций, которые не работают с электронным документооборотом.