В условиях продолжающегося в 2016 г. спада производства государственной власти населению, бизнесу, внутреннему рынку необходимо как можно скорее найти драйверы роста ВВП в 2016 г., не требующие больших капиталовложений. По некоторым направлениям бизнеса экономический кризис ударил 30 %-ным сокращением, это неимоверно много. Сегодня можно констатировать, что свободные денежные ресурсы отсутствуют и у частного сектора, и у государства. Низкая покупательная способность населения не может быть драйвером роста. Также полностью на долгие годы закрыт внешний рынок заимствования капиталов. Мы не знаем практически ни одного направления частного бизнеса, который бы был не заинтересован в возобновлении роста экономики в 2016 и последующие годы. Особенно в росте ВВП заинтересован «малый» бизнес.
Ведущие экономические аналитики развитых стран «семерки» при прогнозировании роста ВВП в 2016 году в этих странах отдают предпочтение Японии, затем идут США. По их мнению, это связано с таким показателем, как процент занятости среди женщин, находящихся в экономически активном возрасте. Иными словами, через этот показатель они определяют годовой баланс рабочего времени страны в целом в пересчете на 100 %-ную занятость. За последние несколько лет количество домохозяек, не занятых общественным трудом, среди японок сократилось по сравнению с другими странами «семерки» наиболее значительно. И на основании этого показателя аналитики ожидают наиболее интенсивный прирост ВВП Японии в 2016 г.
Как мы знаем из политэкономии, формула цены товара проста — Ц = М + ДС + ТН.
Цена товара = стоимости материалов и комплектующих (цена на которые едина для всех производителей в России и на международном рынке, если покупать комплектующие для российских товаров на мировом рынке, например, автокомпоненты) + добавленная стоимость (заработная плата работников, включая налоги и страховые взносы) + торговая наценка (30 % от стоимости изготовленного товара).
Итак, весь корень зла (падения ВВП) или процветания страны и предприятий реального сектора экономики (экономического роста) заложен в добавленной стоимости произведенного товара: чем выше добавленная стоимость, тем больше ВВП. Исключение составляют госмонополии и частные предприятия, выполняющие для них заказы. Здесь на первое место выходят «лоббистские» возможности группы лиц, возглавляющих госмонополию или сотрудничающих с ней. Они имеют возможность в условиях экономического кризиса получать поддержку от государства в прямой или косвенной форме и не слишком принимают во внимание формулу цены товара.