Когда заместителя генерального директора ОАО «РЖД» Е.И. Чаркина спросили, когда роботы заменят людей на железной дороге, ведь в стратегии холдинга сказано о внедрении безлюдных технологий, то он ответил кратко так: «Полностью — никогда. Человека заменят не андроиды из стекла и пластика, а программные роботы».
Например, работа по созданию беспилотного подвижного состава по мере развития технологий автоведения трансформирует профессию машиниста в оператора локомотива. Иными словами, это изменит требования и характер его деятельности. Соответственно в процессе цифровизации претерпят существенные изменения и большинство других профессий. Среди них — диспетчеры, операторы по обслуживанию и ремонту вагонов, монтеры и механики, работники инженерных специальностей.
Кроме того, на сети запущен пилотный проект, в рамках которого программа с элементами искусственного интеллекта оценивает тренды поведения персонала. Это, собственно, и есть цифровой HR.
Здесь имеется несколько направлений. Первое — автоматизация в службе кадров, применяемая при подборе сотрудников. Она помогает оценить степень соответствия их предъявляемым требованиям.
Другое направление — аналитика трендов поведения персонала с элементами искусственного интеллекта. Ранее, напомним, для этого прибегали к услугам психологов. Один из тестов, например, позволял оценить лидерские качества персонала. Однако это была довольно-таки трудоемкая процедура: тестирование одного человека занимало более часа. А потом еще требовалось время на обработку ответов.
Специальные тренинги опробовались при подготовке персонала, который работает с пассажирами. Например, как разъездным кассирам-контролерам в электричках выработать такую манеру общения, которая не будет провоцировать конфликты. Нечто подобное должны были освоить и проводники в поездах дальнего следования.
При этом предполагалось отслеживать поведение персонала с помощью носимых приборов видеозаписи. Поначалу записи выборочно должен был просматривать психолог. Однако это опять-таки трудоемкая процедура.