По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

За какие налоговые нарушения директора могут привлечь к уголовной ответственности

Иван Кузнецов руководитель Центра налоговой и корпоративной безопасности бизнеса «Compliance Решения», г. Санкт-Петербург

Предлагаем вниманию читателей обзор практики привлечения к уголовной ответственности по налоговым и другим предпринимательским составам по итогам 2018 г. и началу 2019 г. Цель автора материала — не запугать руководителей бизнеса и главных бухгалтеров, а дать объективную картину реальных рисков. А они есть. При подготовке статьи использовались только официальные данные МВД, Генеральной прокуратуры, Следственного комитета, ФНС, Росстата, а также Департамента судопроизводства Верховного Суда РФ.

Иван Кузнецов, руководитель Центра налоговой и корпоративной безопасности бизнеса «Compliance Решения».

Признанный эксперт по вопросам налоговой и корпоративной безопасности бизнеса, аттестованный налоговый консультант, автор книги «Реальная оптимизация налогов» и экспертных публикаций в СМИ.

Пока правительство обсуждает «регуляторную гильотину», реальная «гильотина» по налоговым преступлениям работает в полную силу, однако следует признать — она стала более избирательной (рис. 1).

Так, продолжающееся снижение количества выездных налоговых проверок (ВНП) повлекло снижение выявленных налоговых преступлений (материалы, по которым зарегистрированы в КУСП — книге учета сообщений о преступлениях), а значит, и расследованных (по которым возбуждены уголовные дела).

Несложно заметить, что по-прежнему между выявленным налоговым преступлением и возбужденным уголовным делом — целая пропасть, в которой некоторые материалы проверок прекращаются постановлениями об отказе в возбуждении уголовного дела, некоторые — за возмещением ущерба или за истечением срока привлечения к ответственности, некоторые материалы «футболятся» месяцами между районами или оперативным подразделением и следствием, а некоторые… прекращаются по основаниям, не предусмотренным УПК РФ.

До суда и приговоров дел доходит еще меньше. Итоги 2018 г. Судебный департамент подведет только к июню, поэтому 273 приговора на графике — это данные за 6 месяцев 2018 г.

Если же дело дойдет до суда, то по налоговому составу реально сесть в тюрьму можно, за 6 месяцев 2018 г. это участь постигла 25 человек, причем свыше 5 лет лишения свободы получили 3 человека (рис. 2).

Напомним, что санкции за налоговые преступления предусматривают и столь суровые приговоры. Для удобства мы свели составы преступлений в общую таблицу (см. таблицу).

Интересно, что налоговые преступления остаются «мужскими»: например, из 121 осужденного по ч. 2 ст. 199 УК РФ, только 17 женщин. Преступники же чаще всего (72 %) имеют возраст от 30 до 49 лет и очень редко. На наши семинары по оптимизации налогов также чаще всего ходят люди в возрасте 30–49 лет, но женщин обычно больше (в основном женщины — это главные бухгалтера, мужчины — собственники или руководители бизнеса), вот и получается, что женщины больше беспокоятся о своей безопасности и соответственно реже становятся подсудимыми. Есть над чем задуматься мужчинам собственникам и руководителям бизнеса.

Для Цитирования:
Иван Кузнецов, За какие налоговые нарушения директора могут привлечь к уголовной ответственности. Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. 2019;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала