Накрутка любых показателей в соцсетях (подписчики, лайки, комментарии, репосты) признана мошенническим способом продвижения. Некоторые площадки, например, «ВКонтакте» и Instagram, официально заявляют об этом в правилах и накладывают за использование накруток санкции. В правилах Facebook конкретного указания на запрет накруток нет, однако соцсеть стабильно вычищает липовые аккаунты (боты, офферы и фейки), которые как раз и используются для генерации фальшивой активности.
Почему накрутки в соцсетях — это плохо? Как распознать фейковую популярность? За что может заблокировать Instagram? Отправляет ли Youtube в бан за накрутки?
При подготовке этой статьи я попросила ответить на эти вопросы специалистов по SMM и самих блогеров.
Соцсети также эволюционируют и меняют алгоритмы выдачи информации, борясь с фейком и адаптируясь под взрывной рост числа пользователей, а главное, под новые объемы контента. С каждым витком этой эволюции санкции за накрутку становятся все более жесткими.
Аккаунты с накрученной активностью, как портрет Дориана Грея, создают только видимость — иллюзию живого блога — а все гаденькие грехи спрятаны глубоко в недрах статистики (рис. 1).
По словам Ольги Захаровой-Каетано, креативного директора дизайн- и PR-бюро AdLife Studio, разницу между большим количеством подписчиков в аккаунте и нулевой активностью, которую они создают, заметить легко. Есть, например, такой ювелирный блог @gemologue в Instagram. Число подписчиков — 134 тыс., к ним примыкают подписчики отдельностоящего блога, канала на YouTube, других соцсетей — в общей сложности вовлеченная аудитория сателлита около 500 тыс. человек. Как утверждает его владелица.
«Перед Новым годом и сразу после него мой аккаунт попал под блокировку, — рассказывает Instagram-блогер Софья Гаева [@sonya.seo]. — Утром, когда я открыла свой аккаунт на 19 тыс. подписчиков, меня ждало “радостное” известие. Я не использовала запрещенные или черные методы — накрутки ботов или лайков. Но не буду лукавить, пользовалась серыми».