По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Ютьюб-дипломатия. Сублиминальный мир в международной политике

В статье исследуется роль ютьюб-дипломатии в развитии дипломатических отношений между государствами, а также рассматривается ее особенность как всемирно известного информационного канала. Ютьюб-дипломатия странным образом сочетает в себе: заинтересованность государств в распространении своей внешнеполитической информации широкой аудитории социальных сетей; международные политические, культурные, военные, экономические, финансовые интересы; и наконец, общедоступные цифровые аудиовизуальные ресурсы. Тем не менее, данный прием имеет долгую историю, изобилующую как благополучными исходами, так и провалами, наряду с непрекращающимися спорами вокруг него. К примеру, правительство Соединенных Штатов Америки (США) стремилось разными способами использовать развитие технологий онлайн-видео с целью продвижения своего образа и укрепления лидерских позиций на международной арене. Однако не все попытки увенчались успехом. Несмотря на то что США обнаружили дополнительный механизм распространения информации, эффективный способ достижения целей так и не был найден. Тем временем, дальнейший анализ показывает, что установленная видеохостингом youtube.com модель коллективного бизнеса привлекла внимание и таких пользователей, которые независимо ни от кого либо при поддержке правительств или же преступных, террористических группировок, публикуют на сайте youtube.com видеоролики, связанные с вопросами мировой политики, которые зачастую носят провокационный характер, отличаются сублиминальным воздействием на адресата, разжигают ненависть, ксенофобию, нетерпимость, радикализм, расизм, насилие и терроризм — все это с одной целью — дестабилизировать ситуацию в стране, заработать деньги и завоевать еще большую популярность. При таком сценарии ютьюб-дипломатия — явление противоречивое, источник новых угроз мировому спокойствию и свободе слова. Отобрав и проанализировав некоторые примеры из истории, а также упорядочив, сравнив и систематизировав информацию из различных периодических изданий, настоящая статья описывает основные характеристики этого сложного политического сценария с целью создания ориентиров для дальнейших исследований взаимодействия дипломатии и технологии.

Литература:

1. ACED, Cristina; ARQUÉS, Neus; BENÍTEZ, Magali; LLODRÁ, Bel. y SANAGUSTÍN, Eva. 2009. Visibilidad. Cómo gestionar la reputación en Internet. Gestión 2000. Испания. — С 85.

2. AE TECNO. 2016. Presidentes youtubers: descubra cómo los líderes mundiales usan youtube. (31-03-2017).

3. ARANDA, Martín. 2014. Videoactivismo: la acción política cámara en mano Análisis sobre la naturaleza videoactivista de KONY 2012. Universidad Rey Juan Carlos. Испания.

4. ARQUILLA, Jhon. RONFELDT, David. 1996. The advent of netwar. Chapter 1. США.

5. ARQUILLA, John; RONFELDT, David. 1997. In Athena's Camp: Preparing for Confl ict in the Information Age. RAND Corporation. США.

6. ASKANIUS, Tina. 2015. Generalogía del Video para el cambio. Videoactivismo y video radical online. En: SIERRA, Francisco; MONTERO, David. 2015. Videoactivismo y movimientos sociales: Teoría y praxis de las multitudes conectadas. Comunicación. Serie Comunicología Latina. Gedisa Editorial. Ediciones Ciespal. Испания. С. 53–77.

7. BARACKOBAMA.COM. 2007. Barack Obama on Ellen. (31-03-2017). https://www. youtube.com / watch?v=RsWpvkLCvu4

8. BBC TRANDING. 2015. YouTube diplomacy and the Ukraine crisis. (28-03-2017). http://www.bbc.com / news / blogs-trending-31649639

9. BIJU P. R. 2017. Political Internet: State and Politics in the Age of Social Media. Routledge. США.

10. BLACK, Ian. 2009. Barack Obama off ers Iran 'new beginning' with video message. (27-03-2017).

11. BLOOMBERG. 2017. ¿Por qué YouTube te censuró los videos? Tal vez nunca lo sepas. (28-05-2017).

12. BUHO. 2016. Así son los 6 tipos de infl uencers más populares en redes sociales. (28-05-2017). https:// www.marketingdirecto.com / marketing-general / marketing / asi-los6-tipos-infl uencers-mas-populares-redes-sociales

13. BURKE, James. 2015. Ukraine and Russian Youth on YouTube: Diplomacy or Propaganda?. (30-03-2017).

14. BURSON-MARSTELLER. 2016. Twiplomacy 2016 Full Study. (01-04-2017). http://www.burson-marsteller.com / what-we-do / ourthinking / twiplomacy-2016 / twiplomacy-2016-full-study /

15. DE VRIES, Joost. 2008. Waarheid en manipulatie op YouTube. YouTube Diplomacy. (27-03-2017). https:// www.groene.nl / artikel / youtube-diplomacy

16. DESIMONE, Evan. 2015. YouTubers, Viners Attend The White House Correspondents’ Dinner. (28-03-2017). http://newmediarockstars.com / 2015 / 04 / youtubers-viners-attendthe-white-house-correspondents-dinner-gallery /

17. DONBASS LIVE. 2015. Crimean students' message to Ukrainian students. (28-03-2017). https://www. youtube.com / watch?v=bJA0LqVTCGg

18. DURAN, Anabel. 2015. Youtubers políticos: Oferta y Demanda. (28-03-2017). http://blogs.icemd.com / blog-politica-3–0-followers-einfl uencers / youtubers-politicos-oferta-y-demanda /

19. EL PERIODICO DE BARCELONA. 2017. Youtube retira las copias del vídeo del indigente recibiendo galletas con dentífrico. (31-03-2017). http://www.elperiodico.com / es / noticias / barcelona / youtubereset-retira-copias-video-indigente-recibiendo-galletas-dentifricocac-5789355

20. EUROMAIDAN PRESS. 2015. Ukrainian students ask their Russian counterparts to not believe propaganda. (28-03-2017). https://www. youtube.com / watch?v=WTem6zo9fi w

21. GARCÉS, Pilar; BLITVICH, Conejos. 2010. The YouTubifi cation of politics, impoliteness and polarization. En: TAIWO, Rotimi. 2010. Handbook of Research on Discourse Behavior and Digital Communication: Language Structures and Social Interaction. (Ed.). IGI Global. Editorial Advisory Board. США. С. 540–563.

22. GARCÍA ESTÉVEZ, Noelia. 2014. Sabotajes virtuales y bloqueos informáticos como estrategias para las dinámicas de acción y la libertad de información. En: periodismo actual y futuro: investigación, docencia e innovación. Actas del XX Congreso Internacional de la Sociedad Española de Periodística Universitat Pompeu Fabra. Барселона, Испания. 13 y 14 de junio. С. 1768–1786.

23. GODIN, Seth. 2001. Unleashing the Ideavirus. Hyperion. США. С. 19.

24. HARO BARBA, Carmen; SAMPEDRO BLANCO, Víctor. 2011. Activismo político en Red: del Movimiento por la Vivienda Digna al 15M. En: Revista Teknokultura. Испания. Vol. 8 Nº 2. С. 167–185.

25. KATZ, E.; DAYAN, D.; MOTYL, P. 1984. Television Diplomacy: Sadat in Jerusalem. En: G. Gerbner and M. Siefert (eds). World Communications: A handbook. Lognman. США. С. 127–136.

26. KERN, Montague. 1983. Television and Middle East diplomacy: President Carter's fall 1977 peace initiative. Georgetown University. Center for Contemporary Arab Studies. США.

27. LA INFORMACIÓN.COM. 2013. El fenómeno de los 'Youtubers', usuarios que ganan hasta 1.000 € / día con sus vídeos. (28-03-2017).

28. LARRAÑAGA RUBIO, Julio; RUÍZ MOLINA, Amelia N. 2009. El modelo de Negocio de Youtube. Revista Icono. No. 12. Испания. С. 109–131.

29. MADURO, Nicolás. 2016. APC Nicolás Maduro sobre las redes Sociales. (29-03-2017). https://www. youtube.com / watch?v=v0nqHZjXOtQ

30. MADURO, Nicolás. 2017. (29-03-2017). Nicolás Maduro alerta que en youtube y en las redes sociales está el enemigo y deben regularse.

31. MALONEY, Suzanne. 2009. En: Obama launches 'YouTube diplomacy'. (27-03-2017).

32. MURGICH,Valeria. 2017. Gobierno británico suspende emisión de sus anuncios en YouTube… y esta es la razón. (29-03-2017).

33. NICOLSON, Harold. En: SEIB, Philip. 2012. The challenges of Youtube Diplomacy. (27-03-2017). http://uscpublicdiplomacy.org / blog / challenges-youtube-diplomacy

34. NUNES DE SOUSA, Ana Lucia. 2015. Esto va a estar en el youtube: video, redes sociales y protestas en Brasil. Revista Internacional de Pensamiento Político — I Época — Vol. 10. Стр 150.

35. PARRA, Sara. 2015. Hank Green, Bethany Mota, and Glozell to Interview President Obama. (28-03-2017). http://newmediarockstars.com / 2015 / 01 / hank-green-bethany-motaand-glozell-to-interview-president-obama /

36. Pixability. 2013. Key Lessons for Success on YouTube. (31-05-2017). pixability.com

37. RAWNSLEY Gary D. 2016. Radio Diplomacy and Propaganda: The BBC and VOA in International Politics. 1956–1964. Studies in Diplomacy. General Editors: G. B. Berridge and John W. Young. The University of Nottingham. Великобритания.

38. RODIONOVA, Zlata. 2017. YouTube could lose up to $ 750m from advertisers' boycott over extremist content. (29-03-2017). http://www.independent.co.uk / news / business / news / youtubeadvert-boycott-google-losses-extremist-content-ads-a7652721.html

39. ROSEN, Andrew. 2009. YouTube Diplomacy Meets #iranelection. (27-03-2017). http://www.huffi ngtonpost.com / andrewrosen / youtube-diplomacy-meets-i_b_243993.html

40. ROSS, Alec. 2009. En: SCHWAB, Nikki; BEDARD, Paul. 2009. Hillary Clinton Turns State Department Tech-Friendly. (30-03-20147).

41. ROWSWELL, Ben. 2015. YouTube diplomacy can, and must be accomplished. (30-03-2017). http://comunicologia.com.mx / h / canadas-youtube-diplomacy-fi rstpublished-in-embassy-magazine-24-june-2015 /

42. SAMEE, Noor. 2016. The 10 Most inspiring moments of the SDG Summit. (28-03-2017). http://www.voicesofyouth.org / es / posts / the10-most-inspiring-moments-of-the-sdg-summit

43. SEIB, Philip. 2012. The challenges of Youtube Diplomacy. (27-03-2017). http://uscpublicdiplomacy.org / blog / challengesyoutube-diplomacy

44. SEIB, Philip. 2012a. Considering YouTube Diplomacy. (28-03-2017). http://www.e-ir.info / 2012 / 10 / 02 / considering-youtube-diplomacy /

45. SHALES, Tom. 1979. In the era of Video Diplomacy: The Live News Tonight. WP. March 28. США.

46. STAAR, Richard Felix. 1986. Diplomacy: U. S. A. Vs. U. S.S. R. — Hoover Institution on War, Revolution, and Peace Public. США.

47. STERNBERG, Ethan. 2016. Top 20 Gaming Infl uencers on YouTube.

48. SUSSMAN, Bill. 2015. Infl uencers vs. Ambassadors vs. Advocates: Stop the Confusion! (28-05-2017).

49. THE PENNSYLVANIA GAZETTE. 2014. Youtube Diplomacy.

50. U. S. GOVERNMENT PRINTING OFFICE. 1984. Departments of Commerce, Justice, and State, the Judiciary, and Related Agencies Appropriations for 1985: Hearings Before a Subcommittee of the Committee on Appropriations, House of Representatives. Ninety-eighth Congress. Second Session. Parts 5–6. США.

51. WADDELL, Kaveh. 2014. The U. S. and Iran's YouTube Diplomacy. (30-03-2017).

52. WIKILEAKS ORG. 2013. Re: Klout. (01-04-2017).

53. WOODWARD, Paul. 2009. YouTube diplomacy. (27-03-2017).

Несмотря на то, что истоки ютьюбдипломатии восходят к 2005 г., когда Чад Хёрли, Стив Чен и Джавед Карим основали корпорацию Youtube в калифорнийском городе Сан-Бруно (Соединенные Штаты Америки), появление данного явления также связано с видеодипломатией [46], радиодипломатией [37], теледипломатией [26], видеоактивностью [6]. Первоначально целью компании было продвижение сайта youtube.com, где пользователи могли знакомиться друг с другом, смотря и публикуя свои персональные видеоролики. Однако со временем сайт пополнился всем многообразием видеороликов, среди которых были любительские видео пользователей об их жизни, новостные и документальные ролики, фильмы, образовательные и музыкальные видео и т. д. С самого начала идея приобрела огромную популярность. Вскоре начали публиковать свои видеоролики различные международные организации, общественные движения, крупные компании, политические партии, религиозные учреждения, неправительственные организации и др. с целью наладить и поддержать тесный контакт со своими клиентами, участниками, единомышленниками. Год спустя число ежедневных посещений веб-сайта достигло 50 млн. Такой головокружительный успех заинтересовал корпорацию Google, которая в 2006 г. выкупила все права на этот проект за 1650 млн долл. С тех пор видеосервис не переставал развиваться, его популярность продолжала расти, и через 10 лет эта цифровая платформа заняла третье место в рейтинге самых популярных сайтов, пропустив вперед только Google.com и Facebook.com.

В ряде исследований утверждается, что изначально успех этой социальной сети заключался в ее ориентированности на пользователей. Например, совсем не обязательно регистрироваться на сайте, чтобы получить доступ к видеороликам; обширная база аудиовизуальной информации также способствовала росту популярности сайта среди пользователей; сервис доступен круглосуточно и имеет дружелюбный дизайн; скорость передачи данных (англ. streaming) не потребляет много трафика и т. д. [28]. Все эти особенности сделали youtube.com массовым феноменом, в сети которого попались и правительства стран.

Для Цитирования:
А. А. Торреальба, Ютьюб-дипломатия. Сублиминальный мир в международной политике. Дипломатическая служба. 2017;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: