По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Юлия Зайцева: «Мы не стремимся зарабатывать, а просто работаем в кайф»

Один из самых весомых и знаменитых пиардиректоров литературного мира — Юлия Зайцева — сегодня гость нашего журнала. Она не только бессменный и единственный продюсер Алексея Иванова. Юлия — самостоятельная, самобытная единица, которая вывела на новый уровень бизнес-отношения писателей и литературного сообщества, изобрела новый жанр и помогает соотечественникам полюбить свою страну.

— Юля, как Вам пришла в голову мысль стать литературным продюсером? Это ведь очень странно и страшно — делать то, чего никто и никогда не делал до тебя.

— Я не специально. Все сложилось автоматически, я заранее ничего не просчитывала и не планировала. 19 лет назад я познакомилась с писателем Алексеем Ивановым. Он уже тогда был звездой, его романы «Сердце Пармы», «Золото бунта», «Географ глобус пропил» выходили гигантскими тиражами. Журналистов «Эксперта», «Афиши» и Newsweek командировали на Урал, чтобы взять у него интервью. Его фотосессии публиковали в Playboy и Maxim. У него уже был известный и влиятельный литературный агент. Но проблема заключалась в том, что у Иванова было много идей и проектов, а агент курировал множество авторов, поэтому для Иванова был практически неуловим. А я была заряженным молодым преподом универа, преподавала журналистику, защитила диссертацию по русской литературе, в качестве второго высшего изучала PR в питерском университете. И параллельно учебе замутила несколько крупных проектов на пару тысяч участников. Короче, действовала на все 360 градусов. Иванова моя энергия впечатлила, и он предложил мне сделать с ним смелый проект — фильм «Хребет России». Быть его генеральным продюсером и одним из ведущих. Мы сняли пилот, нашли финансирование в два миллиона долларов, привлекли в качестве соведущего Леонида Парфенова — и понеслось. Я организовывала съемки и сама снималась, встретилась с Эрнстом и удачно продала премьеру на Первый канал. Так что не оставила старому агенту Иванова никаких шансов. Алексей предложил мне рулить всеми его правами.

— Юль, вот если честно, было страшно?

— Конечно, ведь информации о книжном рынке еще нигде не было. Интернет в начале нулевых был почти пуст, писатели и продюсеры скрывали цены и гонорары, я не жила в Москве, не знала, что такое роялти и опционы. В моем арсенале были только железный характер и шахматная логика (в детстве я играла за сборную области). Безумие, отвага и вера в то, что я представляю гениального писателя, помогли мне заключить первый контракт на экранизацию романа «Географ глобус пропил» со студией Тодоровского. Цен я не знала, поэтому назвала с потолка и сумела за нее побороться. Теперь-то я знаю, что она была в десять раз выше рынка. Параллельно я изучила контракты прежнего агента Иванова и поняла, что так не пойдет. Литературные агенты на рынке представляют писателей пачками, поэтому они не рубятся за их интересы, заключают типовые договоры издательств, которые не защищают интересы автора. Собственно, их работа подписанием таких договоров и ограничивается. Но это нерационально. Все равно что открыть месторождение золота, снять жилу с поверхности и бежать дальше. Познакомившись с Ивановым, я решила, что этого золота мне хватит на десятилетия, и начала копать. Организовала стройную бухгалтерскую и юридическую систему, выстроила четкое и удобное для автора взаимодействие со СМИ, издательствами и киношниками, обеспечила быт, занялась имиджем. Словом, сделала все, чтобы освободить Иванову максимальное количество времени на то, что он умеет делать лучше всех — писать книги. То есть стала не просто литературным агентом по договорам с издательствами, а персональным продюсером, который помогает в производстве, организовывая экспедиции, съемки, определяет медиастратегии.

Для Цитирования:
Юлия Зайцева: «Мы не стремимся зарабатывать, а просто работаем в кайф». Служба PR. 2023;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: