— Ярослав Иванович, хочется начать с вопроса о спросе на образование. Ведь прогноз спроса должен исходить из того, что само обучение продолжается плюс-минус пять лет, да ещё нужно подготовиться. То есть речь идёт о десяти годах минимум. Насколько реально этот спрос спрогнозировать?
— Пытаться прогнозировать пути развития образования на основе спроса на профессии — дело неблагодарное. Образование определяет спрос в значительно большей степени, чем спрос определяет его.
Спрос на образование задаётся не только рынком труда, но и культурными установками, и потребление играет не меньшую роль, чем работа. Спрос на образование в огромной степени императивен, это одна из базовых ценностей.
В опросах родителей мы видим, что связка «ожидаемый доход (или наличие свободных рабочих мест) — профессиональные компетенции (диплом) — выбор вуза или колледжа» работает слабо. В большей степени люди ориентируются на интересы и способности своих детей, образование предстаёт как сфера развития человека. Например, многие стараются избегать профессионального колледжа, считая, что там ниже качество окружения учащегося; а вуз выбирается именно как позитивная социальная среда. Показательно, что в гипотетической ситуации, когда колледж даёт больший ожидаемый доход, чем вуз, большинство семей всё равно выбирает вуз.
С каждым годом это становится всё очевиднее. Я сторонник того, чтобы рассматривать образование в качестве независимой ценности, как один из показателей качества общества, качества жизни. В этом отношении нам следует заниматься прогнозом образования, но он не должен исчерпывать все задачи образования. Образование должно давать обществу нечто большее, чем простое удовлетворение платёжеспособного спроса.
— С вашей точки зрения, не спрос формирует предложение, а предложение формирует спрос?
— Конечно, предложение в длинном и даже в среднем периоде формирует спрос. А это — период реализации всех основных образовательных программ. Пытаясь следовать за наблюдаемым спросом на образование, мы всегда заходим в тупик. Знаете, как говорят, генералы всегда готовятся к прошедшей войне. Образование точно не должно ориентироваться на текущий платёжеспособный спрос — что предприятий, что самих граждан. Сейчас оно становится всё более фундаментальным и продолжительным. Специалист учится пять лет, бакалавр и магистр — шесть лет. Множество наших соотечественников сначала идут в колледж, а потом в вуз — в сумме получается лет восемь. За это время успевает смениться две прикладных технологии, то есть подготовка к работе на конкретном рабочем месте — это проявление фантомной боли людей, которые читали о сталинских пятилетках. Думаю, это было неактуально уже в 1960-х гг., причём и в Советском Союзе тоже. Поэтому рассуждения о следовании за спросом, проведение опросов работодателей, губернаторов — мне кажется, это деятельность бесплодная, которая никогда не была и не будет эффективной.