Многие профессиональные стандарты, которые были разработаны и утверждены на первоначальном этапе формирования национальной системы квалификаций, могут нанести вред системе образования и никогда не будут использоваться на рынке труда. Об этом заявил Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ и руководитель рабочей группы по применению профессиональных стандартов в системе профессионального образования и обучения Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.
Ярослав Кузьминов обозначил ряд проблем, которые необходимо решить, чтобы в результате в системе профессионального образования появились качественные образовательные стандарты и программы. Он рассказал о стандартах, которые разрабатывались самыми первыми и в рамках государственных заданий, но в них есть целый ряд неудачных решений. Например, есть профстандарт «Специалист по научно-исследовательским и опытно-конструкторским разработкам». Эксперт отметил: «Сейчас требуют, чтобы у него была учёная степень, но все понимают, кто такой специалист по НИОКР, — это человек, который носит бумаги».
Или в стандарте «Педагог профессионального образования» доцентам запрещено преподавать на программах магистратуры и аспирантуры. Ряд таких профстандартов уже отменён (например, «Специалист по педиатрии»). Но если нет Совета по профессиональным квалификациям (СПК), то нужно, чтобы процесс отмены некачественных профессиональных стандартов инициировал Национальный совет совместно с Минтрудом.
Другая проблема, которую обозначил эксперт, состоит в том, что около 140 профстандартов формально закреплены за ВНИИ труда Минтруда России. Данная организация не может содержательно осуществлять сопровождение применения и актуализацию этих стандартов. Они быстро устаревают, их некому актуализировать. Нужно или решать вопрос об их закреплении за ответственными организациями (СПК, органами власти), или отменить их как невостребованные. Например, «Специалист по работе с семьёй» — стандарт хороший и нужный, но некому сопровождать его применение, в том числе для независимой оценки квалификаций и актуализации соответствующих образовательных стандартов.