По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.5

«Японское чудо», или Менеджмент, ориентированный на процесс

На японских предприятиях для персонала разработана программа участия в обеспечении качества, получившая название «Пять нулей». Эти правила детализируются для каждого из этапов подготовки производства и собственно производства и доводятся до каждого работника. Наряду с этим в условиях японской культуры возникла и нашла широкое распространение в производственной сфере концепция Кайдзен, которая, в т. ч., легла в основу современных представлений об организации производства, нацеленного на выпуск продукции с высоким уровнем качества.

В текущем периоде, как никогда ранее, назрела необходимость взглянуть на проблему качества в экономике в ее тесной взаимосвязи с новыми экономическими реалиями. Настало время, когда производители продукции должны понять, что путь к выживанию и благополучию в условиях жесткого противостояния производителей на международных рынках — это создание продукции высокого качества, конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Решение этой проблемы требует от предприятий освоения новых современных подходов, главный из которых – Total Quality Management (TQM) – «Всеобщий контроль качества», в котором интегрирован весь мировой опыт в области управления качеством. Освоение этого опыта на всех уровнях управления нашей экономикой — это, по существу, и есть та реформа в управлении социально-экономической сферой, о необходимости которой так много сейчас говорят.

В 1950-е гг. американский ученый У.Э. Деминг, посетивший Японию несколько раз, сказал знаменитые пророческие слова о том, что скоро эта страна наводнит мировой рынок качественной продукцией. С того времени начался активный этап достижений в области управления качеством, и не только в Японии, но и в других странах, прежде всего в США и в Европе.

Япония — это страна, которая уже более 50-ти лет удивляет мир выдающимися результатами в области производства и качества продукции, где преимущества японцев лежат в области создания нового подхода к менеджменту, который сформулирован в общей стратегии «Кайдзен».

В основе Кайдзен лежат 2 постулата: постоянное совершенствование и вовлеченность персонала, которые стали основополагающими принципами международной системы стандартов ISO 9000.

Спустя некоторое время американские корпорации поняли удивительную эффективность новых японских методов организации производства и стали активно копировать японский опыт. Постепенно начала складываться целостная картина вокруг понятий CWQC (Сompany wide quality control — управление качеством в масштабах компании) и TQC (Total quality control — всеобщий контроль качества). При этом западные компании усвоили японские новшества и пошли дальше, используя слабость японцев в информационных технологиях и в производительности «труда белых воротничков».

Для Цитирования:
«Японское чудо», или Менеджмент, ориентированный на процесс. Главный инженер. Управление промышленным производством. 2018;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: