В текущем периоде, как никогда ранее, назрела необходимость взглянуть на проблему качества в экономике в ее тесной взаимосвязи с новыми экономическими реалиями. Настало время, когда производители продукции должны понять, что путь к выживанию и благополучию в условиях жесткого противостояния производителей на международных рынках — это создание продукции высокого качества, конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Решение этой проблемы требует от предприятий освоения новых современных подходов, главный из которых – Total Quality Management (TQM) – «Всеобщий контроль качества», в котором интегрирован весь мировой опыт в области управления качеством. Освоение этого опыта на всех уровнях управления нашей экономикой — это, по существу, и есть та реформа в управлении социально-экономической сферой, о необходимости которой так много сейчас говорят.
В 1950-е гг. американский ученый У.Э. Деминг, посетивший Японию несколько раз, сказал знаменитые пророческие слова о том, что скоро эта страна наводнит мировой рынок качественной продукцией. С того времени начался активный этап достижений в области управления качеством, и не только в Японии, но и в других странах, прежде всего в США и в Европе.
Япония — это страна, которая уже более 50-ти лет удивляет мир выдающимися результатами в области производства и качества продукции, где преимущества японцев лежат в области создания нового подхода к менеджменту, который сформулирован в общей стратегии «Кайдзен».
В основе Кайдзен лежат 2 постулата: постоянное совершенствование и вовлеченность персонала, которые стали основополагающими принципами международной системы стандартов ISO 9000.
Спустя некоторое время американские корпорации поняли удивительную эффективность новых японских методов организации производства и стали активно копировать японский опыт. Постепенно начала складываться целостная картина вокруг понятий CWQC (Сompany wide quality control — управление качеством в масштабах компании) и TQC (Total quality control — всеобщий контроль качества). При этом западные компании усвоили японские новшества и пошли дальше, используя слабость японцев в информационных технологиях и в производительности «труда белых воротничков».