Челябинск, Самара и Махачкала стали первыми городами, где с 2014 года была опробована реформа местного самоуправления. Так, столица Южного Урала была поделена на семь муниципалитетов — по количеству районов. В каждом были обозначены бюджеты, руководство и полномочия. Оказалось, что такой подход очень эффективен — спустя четыре года к такому выводу пришли участники круглого стола в Госдуме. И опыт Челябинска будет рекомендован к распространению на все города нашей страны, где проживает более полумиллиона человек.
Как рассказал председатель Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко, обсуждение того, что получилось, что нужно улучшить, даст возможность городам стать драйверами и выполнить задачи, которые поставил перед нами президент — власть должна стать ближе к народу.
В свою очередь депутат Государственной Думы Анатолий Литовченко подчеркнул, что внутригородское деление Челябинска приблизило муниципалитеты к универсальной модели управления. По его мнению, власть на местах стала более эффективной и оперативной, у жителей появилось больше реальных возможностей влиять на происходящие процессы и принимать в них активное участие, а у власти — более эффективно реализовывать свои полномочия.
На итоговом пленарном заседании «Опыт развития городских округов с внутригородским делением: проблемы и перспективы. Городские округа с внутригородским делением как «ядра» городских агломераций и форма сельско-городской агломерации» с докладом выступил председатель Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления А. Н. Диденко. В своем выступлении он отметил, что формирование системы управления развитием городских агломераций, в том числе с учетом действующих положений федерального закона № 131-ФЗ, может происходить, по меньшей мере, по трем сценариям: 1) на основе развития межмуниципального сотрудничества, 2) формирования городских агломераций как городских округов с внутригородским делением, 3) смешанный вариант, сочетающий в себе как первый, так и второй подходы, при котором городской округ с внутригородским делением выступает «ядром» агломерации, а прилегающие территории с поселениями и населенными пунктами — ее «короной».