Dixi et animam salvavi
Это крылатое латинское выражение можно перефразировать в отношении творчества Кирилла Шмидта: я изобразил это и этим спас свою душу.
Катарсис — очищение — главный принцип древнегреческой трагедии, о котором писал Аристотель в свой знаменитой работе «Поэтика». Переживи трагедию на сцене, прочувствуй все страхи, невзгоды, тёмные мысли персонажей — и освободись от них в себе. Выйди очищенным из амфитеатра на улицы полиса.
Творчество Кирилла Шмидта — это катарсис. Это очищение от страха перед жизнью, перед её парадоксальностью, её неуловимостью, тяжестью и неожиданностью.
Кирилл работает с аффектами неуверенности, слабости, человеческой трусости. Любой, взглянув на его работу, поймёт о каком внутреннем беспокойстве идёт речь — ведь то, о чем пишет мастер, скрыто в каждом из нас.
Художник так дисцелирует проблему, что в сухом остатке мы видим саму суть. И эта суть так обнажена, что дрожь пробегает по телу от неприкрытой правды.
Рассматривая работы Кирилла, мы погружаемся в изображенный мыслительный процесс мастера. Следуя за его кистью, спускаемся всё глубже и глубже в подвалы скрытых желаний, тайных надежд, неразрешимых конфликтов. Становится ясно, что творец таких произведений не просто художник, но прежде всего философ.
Работая в духе сюрреализма — мастер облекает тысячу трепетных слов в один яркий образ. Глубинный личный или общественный конфликт препарируются, находится сердцевина, отбрасывается лишнее, сжимается до символа.
Стиль сюрреализма позволяет художнику переносить реальную проблему в поле фантазий, смешивать привычное с вымыслом, обобщать бытийный опыт, создавать гиперболы и метафоры.
Можно смело утверждать, что работы Кирилла Шмидта — это эзопов язык на холсте.
Посмотрим на картину «Династия». Художник изображает три поколения: «квадратный» дед, «квадратный» отец и пока ещё «круглый» внук. Перед нами разворачивается драма процесса форматирования: боль внука, суровая уверенность в своих правильных установках отца, отсутствие сочувствия к сыну, и всё это под иконным ликом деда. Каждый зритель в той или иной степени может вспомнить похожий эпизод в своей жизни.