По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 821.161.1 DOI:10.33920/nik-01-2509-01

«Я — равно и поэт и художник...» (Давид Бурлюк) (часть первая)

Богданова Ольга Владимировна АНО ВО «Русская христианская гуманитарная академия им. Ф.М. Достоевского», Россия, 191023, г. Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 15, E-mail: olgabogdanova03@mail.ru, ORCID: 0000-0001-6007-7657

Цель исследования — проанализировать живописно-поэтические стратегии Давида Бурлюка, одного из основоположников и активных участников авангардных процессов начала ХХ в. в России, выявить родственную природу артистических приемов, находивших отклик в его изобразительной и стихотворческой практике, проследить близость их образно-смысловых функций в рамках различных видов искусств, к которым в своем творчестве обращался «отец русского футуризма». Результатом работы стало аналитическое осознание родства и общности стратегий художника и поэта Бурлюка в процессе рождения и созидания нового искусства ХХ в. Показано, что черты и тактики живописных течений авангарда начала ХХ в. — импрессионизм, постимпрессионизм, фовизм, сезаннизм, кубизм, футуризм и кубофутуризм, — обычно актуализируемые применительно к явлениям визуального искусства, в творчестве Бурлюка нашли экспликацию и полноценную реализацию и на уровне текста вербального, поэтического. Продемонстрировано, что сложная природа художнического мировосприятия наложила свой отпечаток не только на картины Бурлюка, но окрасила и его стихи, обнаружив в поэтических текстах автора импрессиониста, сезанниста, кубиста, футуриста, кубофутуриста. В ходе сопоставительного анализа картин и поэтических «опусов» Бурлюка установлено, что целый ряд живописных холстов Бурлюка, созданных в манере импрессионизма, сезаннизма или кубизма, находят едва ли не точные аналоги в его поэзии. В результате сравнительного анализа выявлено, какие средства и приемы художник переносил на стихотворную деятельность, какие черты живописного явления находили отражение в его поэзии, какую роль они брали на себя в рамках различных видов искусств. Показано, как мастерски Бурлюк реализовывал в себе две разные ипостаси артистической личности, как легко умел сочетать творческую свободу на уровне формы и содержания, как органично находил способы осуществления авангардной диффузии между разными способами творческого мировидения.

Литература:

1. Альфонсов А.Н. Поэзия русского футуризма. — СПб.: Академический проект, 1999. — С. 5–70.

2. Бирюков С.Е. Давид Бурлюк — многоликий и единый // Неофилология. — 2024. — № 10 (1). — С. 138–148.

3. Бобринская Е.А. Футуризм и кубофутуризм. — М.: Галарт, 2000. — 174 с.

4. Бурлюк Д. Стихотворения / Д. Бурлюк, Н. Бурлюк / Вступ. ст., сост., подг. текста и примеч. С.Р. Красицкого. — СПб.: Академический проект, 2002. — 584 с.

5. Бурлюк Д. Фрагменты из воспоминаний футуриста / Сост. и предисл. Н.А. Зубкова. — СПб.: Пушкинский фонд, 1994. — 381 с.

6. Бурлюк М., Бурлюк Д. По следам Ван Гога: Записки 1949 года. — М.: Grundrisse, 2016. — 252 с.

7. Гребенюкова Н. Давид Бурлюк, «алхимик Слова и Цвета» // Словесница искусств. — 2007. — № 2 (20). — С. 7–14.

8. Деменок Е.Л. Давид Бурлюк. Инстинкт эстетического самосохранения. — М.: Молодая гвардия, 2020. — 544 с.

9. Захарова В.Т. Импрессионистические тенденции в русской прозе начала XX века: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. — М., 1995. — 24 с.

10. Захарова В.Т. Проза М. Горького Серебряного века. — Н. Новгород, 2008. — 116 с.

11. Иоффе И.И. Синтез истории искусств: Введение в историю художественного мышления. — Л.: ОГИЗ; Ленизогиз, 1933. — 570 с.

12. Калаушин Б. Бурлюк. Отец русского футуризма. — СПб.: Аполлон, 1995. — Т. 2. — Кн. 1. — 800 с.

13. Котляр Е.Р., Вершинина А.М. Стиль футуризм: путь от изобразительного искусства в предметную среду // Таврический научный обозреватель. — 2017. — № 9 (26). — С. 109–113.

14. Красицкий С.Р. Поэты Бурлюки / Д. Бурлюк, Н. Бурлюк. Стихотворения / Вступ. ст., сост., подг. текста и прим. С.Р. Красицкого. — СПб.: Академический проект, 2002. — С. 5–65.

15. Крусанов А.В. Русский авангард: 1907–1932. Исторический обзор: в 3 т. — М.: Новое литературное обозрение, 2010. — Т. 1. Боевое десятилетие. — Кн. 2. — 1104 с.

16. Крученых А. Сатир одноглазый (о Д. Бурлюке) / А.Е. Крученых. К истории русского футуризма. Воспоминания и документы / Вступ. ст., подг. текста и комм. Н. Гурьяновой. — М.: Гилея, 2006. — С. 121–129.

17. Кульбин Н. Новый цикл слова... / А. Крученых, Н. Кульбин. Декларация слова как такового. — СПб., 1913. — С. 3–4.

18. Лившиц Б. Полутораглазый стрелец. Воспоминания. — М.: Худож. лит., 1991. — 350 с.

19. Турчинская Е.Ю. Давид Бурлюк и Петербург // Научные труды Санкт-Петербургской академии художеств. — 2017. — № 40. — С. 127–147.

20. Филиппов В.А. Проблемы формирования импрессионизма в русской живописи последних десятилетий XIX в.: автореф. дис. ... канд. искусств. — М., 1973. — 24 с.

21. Харджиев Н. От Маяковского до Крученых. Избранные работы о русском футуризме. — М.: Гилея, 2006. — 594 с.

22. Чуковский К. Образцы футуристической литературы // Литературно-художественные альманахи издательства «Шиповник». — Кн. 22. — СПб., 1914. — С. 145–151.

23. Шевчук В.Г. Синтез искусств как отличительная особенность творчества Д. Бурлюка начала ХХ века // Ученые записки Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. — Серия: Социология. Педагогика. Психология. — 2014. — № 1. — С. 230–241.

24. Шершеневич В. Великолепный очевидец: Поэтические воспоминания 1910– 1925 гг. // Мой век, мои друзья и подруги: Воспоминания Мариенгофа, Шершеневича, Грузинова: сборник. — М.: Московский рабочий, 1990. — С. 516–540.

25. Gold M. David Burliuk: artist-scholar, father of Russian futurism. — New-York: A.C.A. Gallery, 1994. — 238 р.

1. Al’fonsov A.N. Pojezija russkogo futurizma [Poetry of Russian Futurism]. St. Petersburg: Akademicheskij proekt, 1999. S. 5–70. (In Russ.)

2. Birjukov S.E. David Burljuk — mnogolikij i edinyj [David Burliuk — many-faced and united] // Neofilologija. 2024. № 10 (1). S. 138–148. (In Russ.)

3. Bobrinskaja E.A. Futurizm i kubofuturizm [Futurism and cubofuturism]. Moscow: Galart, 2000. 174 s. (In Russ.)

4. Burljuk D., Burljuk N. Stihotvorenija [Poems] / vst. st., sost., podg. teksta i primech. S.R. Krasickogo. St. Petersburg: Akademicheskij proekt, 2002. 584 s. (In Russ.)

5. Burljuk D. Fragmenty iz vospominanij futurista [Fragments from the futurist’s memories] / sost. i predislov. N.A. Zubkova. St. Petersburg: Pushkinskij fond, 1994. 381 s. (In Russ.)

6. Burljuk M., Burljuk D. Po sledam Van Goga: Zapiski 1949 goda [In the footsteps of Van Gogh: Notes from 1949]. Moscow: Grundrisse, 2016. 252 s. (In Russ.)

7. Grebenjukova N. David Burljuk, “alhimik Slova i Cveta” [David Burliuk, “The Alchemist of Words and Colors”]. Slovesnica iskusstv. 2007. № 2 (20). S. 7–14. (In Russ.)

8. Demenok E.L. David Burljuk. Instinkt jesteticheskogo samosohranenija [David Burliuk. The instinct of aesthetic self-preservation]. Moscow: Molodaja gvardija, 2020. 544 s. (In Russ.)

9. Zaharova V.T. Impressionisticheskie tendencii v russkoj proze nachala XX veka [Impressionistic tendencies in Russian prose of the early 20th century]. Avtoref. dis. ... dokt. filol. nauk. Moscow, 1995. 24 s. (In Russ.)

10. Zaharova V. T. Proza M. Gor’kogo Serebrjanogo veka [The prose of M. Gorky of the Silver Age]. N. Novgorod, 2008. 116 s. (In Russ.)

11. Ioffe I.I. Sintez istorii iskusstv: Vvedenie v istoriju hudozhestvennogo myshlenija [Synthesis of Art History: An Introduction to the History of Artistic Thinking]. Leningrad: OGIZ; Lenizogiz, 1933. 570 s. (In Russ.)

12. Kalaushin B. Burljuk. Otec russkogo futurizma [The Burliuk. The Father of Russian Futurism]. St. Petersburg: Apollon, 1995. T. 2. Kn. 1. 800 s. (In Russ.)

13. Kotljar E.R., Vershinina A.M. Stil’ futurizm: put’ ot izobrazitel’nogo iskusstva v predmetnuju sredu // Tavricheskij nauchnyj obozrevatel’. 2017. № 9 (26). S. 109–113. (In Russ.)

14. Krasickij S.R. Pojety Burljuki [Burliuki Poets] // Burljuk D., Burljuk N. Stihotvorenija [Poems] / vstup. st., sost., podgot. teksta i prim. S.R. Krasickogo. St. Petersburg: Akademicheskij proekt, 2002. S. 5–65. (In Russ.)

15. Krusanov A.V. Russkij avangard: 1907–1932. Istoricheskij obzor [Russian avant-garde: 1907–1932. Historical overview]: v 3 t. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie, 2010. T. 1. Boevoe desjatiletie. Kn. 2. 1104 s. (In Russ.)

16. Kruchenyh A. Satir odnoglazyj (o D. Burljuke) [The one-eyed Satyr (about D. Burliuk)] // Kruchjonyh A.E. K istorii russkogo futurizma. Vospominanija i dokumenty [Towards the history of Russian Futurism. Memoirs and documents] / vst. st., podgot. teksta i komm. N. Gur’janovoj. Moscow: Gileja, 2006. S. 121–129. (In Russ.)

17. Kul’bin N. Novyj cikl slova... [A new word cycle...] // Kruchenyh A. [Kul’bin N.] Deklaracija slova kak takovogo [Declaration of the word as such]. St. Petersburg, 1913. S. 3–4.

18. Livshic B. Polutoraglazyj strelec. Vospominanija [One and a half eyed Sagittarius. Memories]. Moscow: Hudozh. lit., 1991. 350 s. (In Russ.)

19. Turchinskaja E.Ju. David Burljuk i Peterburg [David Burlyuk and Petersburg] // Nauchnye trudy Sankt-Peterburgskoj akademii hudozhestv. 2017. № 40. S. 127–147. (In Russ.)

20. Filippov V.A. Problemy formirovanija impressionizma v russkoj zhivopisi poslednih desjatiletij XIX v. [The problems of Impressionism formation in Russian painting of the last decades of the 19th century.]. Dis. ... kand. iskusstv. Moscow, 1973. 174 s. (In Russ.)

21. Hardzhiev N. Ot Majakovskogo do Kruchenyh. Izbrannye raboty o russkom futurizme [From Mayakovsky to Kruchenye. Selected works on Russian futurism]. Moscow: Gileja, 2006. 594 s. (In Russ.)

22. Chukovskij K. Obrazcy futuristicheskoj literatury [Examples of futuristic literature] // Literaturno-hudozhestvennye al’manahi izdatel’stva “Shipovnik” [Literary and artistic almanacs of the Rosehip publishing house.]. Kn. 22. St. Petersburg, 1914. S. 145–151. (In Russ.)

23. Shevchuk V.G. Sintez iskusstv kak otlichitel’naja osobennost’ tvorchestva D. Burljuka nachala ХХ veka [Synthesis of arts as a distinctive feature of D. Burliuk’s work at the beginning of the twentieth century] // Uchenye zapiski Krymskogo federal’nogo universiteta imeni V.I. Vernadskogo. Ser. Sociologija. Pedagogika. Psihologija. 2014. № 1. S. 230–241. (In Russ.)

24. Shershenevich V. Velikolepnyj ochevidec: Pojeticheskie vospominanija 1910–1925 gg. [The Magnificent Eyewitness: Poetic Memoirs of 1910–1925] // Moj vek, moi druz’ja i podrugi: Vospominanija Mariengofa, Shershenevicha, Gruzinova [My Century, my friends and girlfriends: Memoirs of Marienhof, Shershenevich, Gruzinov]: sbornik. Moscow: Moskovskij rabochij, 1990. S. 516–540. (In Russ.)

25. Gold M. David Burliuk: artist-scholar, father of Russian futurism. New-York: A.C.A. Gallery, 1994. 238 r. (In Eng.)

Статья поступила 28.07.2025.

Статья одобрена к публикации 08.08.2025.

За Давидом Давидовичем Бурлюком (1882–1967) устойчиво закрепилась характерологическая дефиниция, предложенная им самим и растиражированная соратниками и исследователями, — «отец русского футуризма» [1; 2; 5; 12; 14; 19; 25]. A priori за этим «титульным» определением встает представление не столько о родоначальнике и действенном участнике события русского футуризма, сколько о своеобразном менеджере-покровителе, который оказывал помощь (как материальную, так и дружескую) многим представителям русского авангарда, прежде всего В. Маяковскому и В. Хлебникову (см.: [18]). Между тем личность Давида Бурлюка, как и его творчество — художественное и поэтическое, могут и должны стать предметом особого разговора, с одной стороны, позволяющего через их посредство выявить фундаментальные особенности русского футуризма, с другой — на примере произведений Давида Бурлюка разглядеть целостный мир оригинального творца.

Что касается научного осмысления живописного и поэтического творчества Давида Бурлюка, то нельзя сказать, что о нем написано мало. Доказательством тому может явиться хотя бы серьезный труд в серии «Жизнь замечательных людей» [8]. Известен широкий пласт мемуарной литературы, когда современники Бурлюка (как и он сам) оставляли воспоминания, делились своими дневниковыми записями, восстанавливали события прошлого по памяти или по разрозненным заметкам (см.: [5; 6; 16; 18; 21]). Однако как ранее, так и теперь исследователи, как правило, рассматривают отдельно Бурлюка-живописца и Бурлюка-поэта, о нем пишут отдельные работы искусствоведы и филологи [1–3; 7; 12–15; 19]. Работ, в которых разные грани творческой личности Бурлюка рассматривались бы в единстве, крайне мало [11; 23], эти аспекты анализа в существующей научной литературе, как правило, локальны и изолированы друг от друга. Задача данного исследования — взглянуть на творчество Бурлюка с разных точек зрения: его авангарда живописного и стихотворного. Представляется весьма продуктивным выявить аналогии между текстами Бурлюка изобразительными и текстами литературными, попытаться найти сродные образцы живописи и поэзии многогранно одаренной натуры Бурлюка.

Для Цитирования:
Богданова Ольга Владимировна, «Я — равно и поэт и художник...» (Давид Бурлюк) (часть первая). Вопросы культурологии. 2025;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: