Статья поступила 28.07.2025.
Статья одобрена к публикации 08.08.2025.
За Давидом Давидовичем Бурлюком (1882–1967) устойчиво закрепилась характерологическая дефиниция, предложенная им самим и растиражированная соратниками и исследователями, — «отец русского футуризма» [1; 2; 5; 12; 14; 19; 25]. A priori за этим «титульным» определением встает представление не столько о родоначальнике и действенном участнике события русского футуризма, сколько о своеобразном менеджере-покровителе, который оказывал помощь (как материальную, так и дружескую) многим представителям русского авангарда, прежде всего В. Маяковскому и В. Хлебникову (см.: [18]). Между тем личность Давида Бурлюка, как и его творчество — художественное и поэтическое, могут и должны стать предметом особого разговора, с одной стороны, позволяющего через их посредство выявить фундаментальные особенности русского футуризма, с другой — на примере произведений Давида Бурлюка разглядеть целостный мир оригинального творца.
Что касается научного осмысления живописного и поэтического творчества Давида Бурлюка, то нельзя сказать, что о нем написано мало. Доказательством тому может явиться хотя бы серьезный труд в серии «Жизнь замечательных людей» [8]. Известен широкий пласт мемуарной литературы, когда современники Бурлюка (как и он сам) оставляли воспоминания, делились своими дневниковыми записями, восстанавливали события прошлого по памяти или по разрозненным заметкам (см.: [5; 6; 16; 18; 21]). Однако как ранее, так и теперь исследователи, как правило, рассматривают отдельно Бурлюка-живописца и Бурлюка-поэта, о нем пишут отдельные работы искусствоведы и филологи [1–3; 7; 12–15; 19]. Работ, в которых разные грани творческой личности Бурлюка рассматривались бы в единстве, крайне мало [11; 23], эти аспекты анализа в существующей научной литературе, как правило, локальны и изолированы друг от друга. Задача данного исследования — взглянуть на творчество Бурлюка с разных точек зрения: его авангарда живописного и стихотворного. Представляется весьма продуктивным выявить аналогии между текстами Бурлюка изобразительными и текстами литературными, попытаться найти сродные образцы живописи и поэзии многогранно одаренной натуры Бурлюка.