Заканчивается второе десятилетие нового века. На его рубеже многие ожидали, что глобальное развитие плавно перетечет в свою новую фазу со сложившимися правилами и тенденциями: углубление специализации и разделения труда, в т. ч. с развивающимися странами, дальнейшей географической диверсификацией производства при ведущей роли западных ТНК в этих процессах и т. д.
Но так не случилось. В полном соответствии с диалектикой развития капитализма глобальный финансово-экономический кризис 2008–2009 гг. не только вскрыл «пузыри» закредитованности и спекулятивных финансов, но и не решил проблемы дальнейшей концентрации капитала в руках узкой прослойки собственников, не видящих к тому же его выгодного применения, и, с другой стороны, растущей задолженности и обнищания основной массы населения.
Бурное развитие новых технологий, цифровизации, электронной коммерции («Революция 4.0») и их глобальное распространение привели к последствиям, которые не ожидали страны Запада.
Воспользовавшись западными технологиями и капиталом, новые индустриальные страны, в первую очередь Китай, за последние годы вошли в стадию «технической зрелости», став разработчиками, поставщиками и конкурентами ведущих западных стран. Президенту Трампу ничего не стоит обвинить Китай в краже интеллектуальной собственности и других грехах. То, что Китай стал крупнейшим в мире экспортером, в т. ч. продукции высоких технологий, — результат более высокой организации китайской экономики, ее производительности и адекватной экономической и торговой политики.
«Революция 4.0», вызвав отток капиталов из развивающихся стран, обозначила не только курс Запада на так называемую реиндустриализацию, но имела и другой, причем очень важный аспект с точки зрения разделения труда и специализации в мире: цифровизация, роботизация, технологии 3D рационализируют и укорачивают глобальные цепочки создания стоимости и приближают производство товаров к рынкам сбыта. Иными словами, национальные экономики объективно тяготеют к более рациональной взаимозависимости и воздействию на них классических факторов конкурентоспособности производства и торговли товарами и услугами.