По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 372.881.1 DOI:10.33920/nik-02-2103-01

WebQuest. К вопросу об образовательных технологиях в системе иноязычной подготовки в вузе

Щербак Светлана Федоровна проф. кафедры филологических дисциплин Московского гуманитарного университета, канд. пед. наук, доцент Адрес: 111395, Россия, г. Москва, ул. Юности, д. 5, Эл. адрес: sscherbak@mosgu.ru

В статье рассматривается образовательная технология WebQuest и особенности ее использования на занятиях по иностранному языку в вузе в системе подготовки обучающихся старших курсов — бакалавров, магистрантов и аспирантов.

Литература:

1. Багузина Е.И. Веб-квест-технология как дидактическое средство формирования иноязычной коммуникативной компетентности: на примере студентов неязыкового вуза: Дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Багузина Елена Ильинична; [Место защиты: Моск. гуманитар. ун-т]. — Москва, 2011.

2. Гордеев К.С., Жидков А. А., Слюзнева К.В. [и др.]. Образовательный веб-квест как педагогическая технология // Современные научные исследования и инновации. — 20118. — № 12 [Электронный ресурс]. — URL: http://web.snauka.ru/ issues/2018/12/88151 (дата обращения: 15.09.2020).

3. Напалков С.В. О видовом многообразии Web-квестов в образовательном процессе // Культура и образование. — 2014. — № 12 [Электронный ресурс]. — URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/12/2740/ (дата обращения: 10.11.2020).

4. Попов А.И., Однолько В.Г., Букин А.А. Использование веб-квестов в процессе организации профессиональной творческой подготовки студентов по приоритетным направлениям // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. — 2013. — № 4 (48). — С. 64–70 [Электронный ресурс]. — URL: http://vernadsky.tstu.ru/pdf/2013/04/10.pdf (дата обращения: 23.11.2020).

5. Современные методы обучения иностранному языку в неязыковом вузе: коллективная монография: М-во образования и науки РФ, Московский политехнический университет. — Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком». — 92 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://ucom.ru/doc/mon.2017.02.01.pdf (дата обращения: 15.11.2020).

6. Щербак С.Ф. (2013a) Организация НИРС в образовательном процессе по иностранному языку // Вопросы оптимизации образовательного процесса по иностранному языку в вузе: сб. тезисов и статей / под ред. С.Ф. Щербак. — М.: МосГУ. — Вып. 3. — С.46–56.

7. Щербак С.Ф. (2013b) Учебное проектирование в системе образовательного процесса по иностранному языку в высшей школе // Вопросы оптимизации образовательного процесса по иностранному языку в вузе: сб. тезисов и статей / под ред. С.Ф. Щербак. — М.: МосГУ. — Вып. 3. — С. 61–85.

8. Щербак С.Ф. О новой дисциплине «Информационно-аналитическая обработка общественно-политического текста» в системе ВПО по направлению «Международные отношения» (квалификация — магистр) // Оптимизация преподавания иностранного языка в вузе. Высшее образование для XXI века: XI Международная научная конференция. Москва, 27–29 ноября 2014 г.: доклады и материалы / отв. ред. С.Ф. Щербак. — М.: МосГУ. — С. 76–90.

9. Щербак С.Ф. Анализ конкретной ситуации в системе иноязычной подготовки бакалавров и магистрантов по направлению «Международные отношения» // Оптимизация преподавания иностранного языка в вузе: доклады и материалы XII Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века». Москва, 3–5 декабря 2015 г. / отв. ред. С. Ф. Щербак. — М.: МосГУ. — С. 26–36.

10. Щербак С.Ф. Образовательные технологии в системе иноязычной подготовки в вузе (к теории вопроса) // Высшее образование для XXI века: роль гуманитарного образования в контексте технологических и социокультурных изменений: XV Международная научная конференция, МосГУ, 14–16 ноября 2019 г.: Доклады и материалы: в 2 ч. Ч. 1. / под общ. ред. И.М. Ильинского. — М.: МосГУ. — С. 301–

317. — URL: Режим доступа: http://publications.mosgu.ru/index.php/main/catalog/ book/17

11. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. San Diego State University. [Электронный ресурс]. — URL: http://webquest.org/sdsu/about_webquests.html (дата обращения 18.11.2020).

1. Baguzina Ye.I. Veb-kvest-tekhnologiya kak didakticheskoye sredstvo formirovaniya inoyazychnoy kommunikativnoy kompetentnosti: na primere studentov neyazykovogo vuza: Dis. kand. ped. nauk : 13.00.01 / Baguzina Yelena Il'inichna; [Mesto zashchity: Mosk. gumanitar. un-t]. — Moskva, 2011.

2. Gordeyev K.S., Zhidkov A. A., Slyuzneva K.V. [i dr.]. Obrazovatel'nyy veb-kvest kak pedagogicheskaya tekhnologiya // Sovremennyye nauchnyye issledovaniya i innovatsii. — 20118. — № 12 [Elektronnyy resurs]. — URL: http://web.snauka.ru/ issues/2018/12/88151 (data obrashcheniya: 15.09.2020).

3. Napalkov S.V. O vidovom mnogoobrazii Web-kvestov v obrazovatel'nom protsesse // Kul'tura i obrazovaniye. — 2014. — № 12 [Elektronnyy resurs]. — URL: http://vestnikrzi.ru/2014/12/2740/ (data obrashcheniya: 10.11.2020).

4. Popov A.I., Odnol'ko V.G., Bukin A.A. Ispol'zovaniye veb-kvestov v protsesse organizatsii professional'noy tvorcheskoy podgotovki studentov po prioritetnym napravleniyam // Voprosy sovremennoy nauki i praktiki. Universitet im. V.I. Vernadskogo. — 2013. — № 4 (48). — S. 64–70 [Elektronnyy resurs]. — URL: http://vernadsky.tstu.ru/pdf/2013/04/10. pdf (data obrashcheniya: 23.11.2020).

5. Sovremennyye metody obucheniya inostrannomu yazyku v neyazykovom vuze: kollektivnaya monografiya: M-vo obrazovaniya i nauki RF, Moskovskiy politekhnicheskiy universitet. — Tambov: OOO «Konsaltingovaya kompaniya Yukom». — 92 s. [Elektronnyy resurs]. — URL: http://ucom.ru/doc/mon.2017.02.01.pdf (data obrashcheniya: 15.11.2020).

6. Shcherbak S.F. (2013a) Organizatsiya NIRS v obrazovatel'nom protsesse po inostrannomu yazyku // Voprosy optimizatsii obrazovatel'nogo protsessa po inostrannomu yazyku v vuze: sb. tezisov i statey / pod red. S.F. Shcherbak. — M.: MosGU. — Vyp. 3. — S.46–56.

7. Shcherbak S.F. (2013b) Uchebnoye proyektirovaniye v sisteme obrazovatel'nogo protsessa po inostrannomu yazyku v vysshey shkole // Voprosy optimizatsii obrazovatel'nogo protsessa po inostrannomu yazyku v vuze: sb. tezisov i statey / pod red. S.F. Shcherbak. — M.: MosGU. — Vyp. 3. — S. 61–85.

8. Shcherbak S.F. O novoy distsipline «Informatsionno-analiticheskaya obrabotka obshchestvenno-politicheskogo teksta» v sisteme VPO po napravleniyu «Mezhdunarodnyye otnosheniya» (kvalifikatsiya — magistr) // Optimizatsiya prepodavaniya inostrannogo yazyka v vuze. Vyssheye obrazovaniye dlya XXI veka: XI Mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya. Moskva, 27–29 noyabrya 2014 g.: doklady i materialy / otv. red. S.F. Shcherbak. — M.: MosGU. — S. 76–90.

9. Shcherbak S.F. Analiz konkretnoy situatsii v sisteme inoyazychnoy podgotovki bakalavrov i magistrantov po napravleniyu «Mezhdunarodnyye otnosheniya» // Optimizatsiya prepodavaniya inostrannogo yazyka v vuze: doklady i materialy XII Mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii «Vyssheye obrazovaniye dlya XXI veka». Moskva, 3–5 dekabrya 2015 g. / otv. red. S. F. Shcherbak. — M.: MosGU. — S. 26–36.

10. Shcherbak S.F. Obrazovatel'nyye tekhnologii v sisteme inoyazychnoy podgotovki v vuze (k teorii voprosa) // Vyssheye obrazovaniye dlya XXI veka: rol' gumanitarnogo obrazovaniya v kontekste tekhnologicheskikh i sotsiokul'turnykh izmeneniy: XV Mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya, MosGU, 14–16 noyabrya 2019 g.: Doklady i materialy: v 2 ch. CH. 1. / pod obshch. red. I.M. Il'inskogo. — M.: MosGU. — S. 301–

317. — URL: Rezhim dostupa: http://publications.mosgu.ru/index.php/main/catalog/ book/17

11. Dodge B. Some Thoughts About WebQuests. San Diego State University. [Elektronnyy resurs]. — URL: http://webquest.org/sdsu/about_webquests.html (data obrashcheniya 18.11.2020).

Данная статья является продолжением и развитием темы, связанной с образовательными технологиями в системе иноязычной подготовки в вузе, которая затрагивалась на секции «Оптимизация преподавания филологических дисциплин в вузе», прошедшей в 2019 г. в рамках XV Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века: роль гуманитарного образования в контексте технологических и социокультурных изменений». И если в прошлый раз рассматривались ключевые теоретические вопросы относительно образовательных технологий в целом, то в настоящей статье акцент смещен в сторону практического использования конкретной технологии, позволяющей решать образовательные задачи с учетом специфики дистанционного обучения в условиях пандемии. Однако, как известно, практика есть актуализация и подтверждение теоретических постулатов, рассуждений и обоснований. Поэтому начнем с уточнения понятия «образовательная технология» и ее характеристики, а затем рассмотрим пример технологии WebQuest в контексте занятий по иностранному языку и определим ее эффективность в соответствующей педагогической системе, опираясь на опыт и наблюдения автора в работе со студентами-старшекурсниками, магистрантами и аспирантами по гуманитарным направлениям.

Обобщая характеристики понятия «образовательная технология» [10], сформулируем его уточненное определение:

Образовательная технология — это категория общей и/или частной методики, характеризующая технологический подход к преподаванию и изучению конкретной дисциплины, представляющая собой современный, научно обоснованный и оптимальный организационно-методический инструментарий, необходимый и достаточный для использования субъектами образовательного процесса в ходе их взаимодействия в заданных контекстах для достижения намеченных целей и решения поставленных задач, а также с целью диагностики и/или оценки уровня сформированности умений и навыков обучающихся.

Нетрудно заметить, что в приведенном определении ставится акцент на инструментарии, обеспечивающем операциональную сторону целенаправленной коммуникативной деятельности преподавателя и обучающегося — как организационную, так и процессуальную. Понятно, что сам по себе инструментарий в виде набора методов, приемов и средств не обеспечит достижения поставленных целей. Для организации и осуществления эффективного учебного (учебно-воспитательного) процесса и получения качественного конечного результата (продукта) требуются компетентный преподаватель, владеющий предложенными инструментами и умеющий ими оперировать в различных контекстах, с одной стороны, и амбициозный (в хорошем смысле) студент, нацеленный на приобретение знаний, формирование и развитие умений и навыков, актуальных для использования в профессиональной или профессионально-научной деятельности — с другой. При этом опыт показывает, что если обучающийся мотивирован и нацелен на учебно-познавательную деятельность, то неважно, каким образом или используя какие средства он будет добывать новые знания. Ему важен результат. И в этом случае на преподавателе лежит ответственность за выбор и обоснование наиболее оптимального и рационального в конкретной ситуации способа и средства приобретения и совершенствования знаний, умений и навыков его подопечного. И если студент еще не владеет предлагаемым инструментом, то преподаватель предложит его опробовать и вместе проверить на полезность и эффективность, пополнив арсенал средств, имеющихся в распоряжении обучающегося.

Для Цитирования:
Щербак Светлана Федоровна, WebQuest. К вопросу об образовательных технологиях в системе иноязычной подготовки в вузе. Ученый совет. 2021;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: