Данная статья является продолжением и развитием темы, связанной с образовательными технологиями в системе иноязычной подготовки в вузе, которая затрагивалась на секции «Оптимизация преподавания филологических дисциплин в вузе», прошедшей в 2019 г. в рамках XV Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века: роль гуманитарного образования в контексте технологических и социокультурных изменений». И если в прошлый раз рассматривались ключевые теоретические вопросы относительно образовательных технологий в целом, то в настоящей статье акцент смещен в сторону практического использования конкретной технологии, позволяющей решать образовательные задачи с учетом специфики дистанционного обучения в условиях пандемии. Однако, как известно, практика есть актуализация и подтверждение теоретических постулатов, рассуждений и обоснований. Поэтому начнем с уточнения понятия «образовательная технология» и ее характеристики, а затем рассмотрим пример технологии WebQuest в контексте занятий по иностранному языку и определим ее эффективность в соответствующей педагогической системе, опираясь на опыт и наблюдения автора в работе со студентами-старшекурсниками, магистрантами и аспирантами по гуманитарным направлениям.
Обобщая характеристики понятия «образовательная технология» [10], сформулируем его уточненное определение:
Образовательная технология — это категория общей и/или частной методики, характеризующая технологический подход к преподаванию и изучению конкретной дисциплины, представляющая собой современный, научно обоснованный и оптимальный организационно-методический инструментарий, необходимый и достаточный для использования субъектами образовательного процесса в ходе их взаимодействия в заданных контекстах для достижения намеченных целей и решения поставленных задач, а также с целью диагностики и/или оценки уровня сформированности умений и навыков обучающихся.
Нетрудно заметить, что в приведенном определении ставится акцент на инструментарии, обеспечивающем операциональную сторону целенаправленной коммуникативной деятельности преподавателя и обучающегося — как организационную, так и процессуальную. Понятно, что сам по себе инструментарий в виде набора методов, приемов и средств не обеспечит достижения поставленных целей. Для организации и осуществления эффективного учебного (учебно-воспитательного) процесса и получения качественного конечного результата (продукта) требуются компетентный преподаватель, владеющий предложенными инструментами и умеющий ими оперировать в различных контекстах, с одной стороны, и амбициозный (в хорошем смысле) студент, нацеленный на приобретение знаний, формирование и развитие умений и навыков, актуальных для использования в профессиональной или профессионально-научной деятельности — с другой. При этом опыт показывает, что если обучающийся мотивирован и нацелен на учебно-познавательную деятельность, то неважно, каким образом или используя какие средства он будет добывать новые знания. Ему важен результат. И в этом случае на преподавателе лежит ответственность за выбор и обоснование наиболее оптимального и рационального в конкретной ситуации способа и средства приобретения и совершенствования знаний, умений и навыков его подопечного. И если студент еще не владеет предлагаемым инструментом, то преподаватель предложит его опробовать и вместе проверить на полезность и эффективность, пополнив арсенал средств, имеющихся в распоряжении обучающегося.