По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Взаимосвязь прокрастинации и социально-психологической адаптации учащейся молодежи

С. В. Рызова клинический психолог, преподаватель, Институт психотерапии и клинической психологии, г. Москва, e-mail: ryzovas@gmail.com.
В. П. Зайцев доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории медицинской психологии и психотерапии, ГАУЗ «Московский научно-практический центр медицинской реабилитации, восстановительной и спортивной медицины ДЗМ», г. Москва.

Актуальность настоящего исследования определяется широкой распространенностью прокрастинации среди населения, ее негативными последствиями для психического и физического здоровья, недостаточной изученностью ее взаимосвязей с адаптацией на отечественной выборке. Цель работы: определить взаимосвязь прокрастинации и социально-психологической адаптации. Материал исследования. В исследовании приняли участие 209 человек. Все испытуемые являлись студентами вузов. Заключение. Показана взаимосвязь прокрастинации и дезадаптивности. Предикторами откладывания у студентов являются непринятие себя и экстернальность.

Литература:

1. Барабанщикова В.В., Марусанова Г.И. Перспективы исследования феномена прокрастинации в профессиональной деятельности // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 4(20). – С. 130–140.

2. Варваричева Я.И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования // Вопросы психологии. – 2010. – № 3. – 121–130.

3. Крюкова Т.Л. Совладающий субъект: исследования стратегий избегания // Субъектный подход в психологии: сборник. Российская акад. наук, Ин-т психологии; под ред. А.Л. Журавлева. – М.: Ин-т психологии РАН, 2009. – С. 397–408.

4. Харитонов С.В. Дискордантности психической деятельности // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. – 2015. – № 1. – С. 31–37.

5. Шемякина О.О. Влияние прокрастинации на уровень стресса у студентов // Журнал «Психология и право». – 2013. – № 4 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.psyandlaw.ru/ISSN-online:2222-5196/ E-mail:info@psyandlaw.ru.

6. Ellis A., Knaus W. Overcoming procrastination. – New York: Institute for Rational Living, 1977.

7. Kachgal M.M., Hansen L.S., Nutter K.J. Academic procrastination prevention/intervention: Strategies and recommendations // Journal of developmental Education. – 2001. – № 25. – Р. 14–24.

8. Pychyl T.A., Lee J.M., Thibodeau R., Blunt A. Five days of emotion: An Experience Sampling Study of Undergraduate Student Procrastination // Journal of Social Behavior and Personality. – 2000. – № 15. – Р. 239–254.

9. Sirois F., Pychyl T. Procrastination, Health, and Well-Being // Academic Press. – 2016. – P. 304.

10. Stead R., Shanahan M.J., Neufeld R.W.J. «I›ll go to therapy, eventually»: procrastination, stress and mental health // Personality and Individual Diff erences. – 2010. – № 49(3). – P. 175–180.

11. Steel P. The nature of procrastination: A meta-analytic and theoretical review of quintessential self-regulatory failure // Psychological Bulletin. – 2007. – № 133(1). – С. 65–94.

В качестве фактора достижения эффективной адаптации актуальным является изучение особенностей прокрастинации у студентов.

За последние 15 лет было опубликовано около 80 %, а в период с 2010 по 2015 г. – 42 % всех научных работ о данном феномене [1, 130].

Прокрастинация – широко распространенная психологическая стратегия, имеющаяся приблизительно у 20 % взрослого населения и у 75 % студенческой популяции [6] и этот процент растет [7].

В определении прокрастинации выделяются две основные характеристики – промедление в реализации намерения и возникновение эмоционального дискомфорта в виде чувства вины, тревожности и др. [2, 121]. Другие проявления прокрастинации: откладывание, несмотря на осознанность негативных последствий; отсрочивание начала/завершения деятельности до последней минуты/на неопределенный срок; активный выбор между конкурирующими видами деятельности [11, 65].

Одной из проблем в исследовании прокрастинации является недостаточная изученность ее влияния на адаптацию. С позиций психологии совладающего поведения, прокрастинация определяется как тип поведения, характеризующийся перенесением активности на более поздний срок. Она рассматривается и как форма психологической защиты, и как одна из копинг-стратегий («активная» прокрастинация) [5, 25]. Как копинг-стратегия она относится к эмоционально-ориентированному и избегающему типам совладающего поведения – выявлена связь прокрастинации с бегством-избеганием (r = 0,47) и поиском социальной поддержки (r = 0,43), с субстилем отвлечения (р = 0,001) и эмоционально-ориентированным стилем совладания (р = 0,05) [3, 405]. Другими исследованиями подтверждается связь прокрастинации с преобладанием дезадаптивных копинг-стратегий [9, 27].

Прокрастинация оказывает негативное влияние на эффективность деятельности [11, 70]. Установлена корреляция между откладыванием и успеваемостью (r = –0,25) и оценками выпускных экзаменов (r = 0,21) [19]. В то же время существуют данные о возможной продуктивности феномена откладывания [1, 134].

Для Цитирования:
С. В. Рызова, В. П. Зайцев, Взаимосвязь прокрастинации и социально-психологической адаптации учащейся молодежи. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2018;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: