В качестве фактора достижения эффективной адаптации актуальным является изучение особенностей прокрастинации у студентов.
За последние 15 лет было опубликовано около 80 %, а в период с 2010 по 2015 г. – 42 % всех научных работ о данном феномене [1, 130].
Прокрастинация – широко распространенная психологическая стратегия, имеющаяся приблизительно у 20 % взрослого населения и у 75 % студенческой популяции [6] и этот процент растет [7].
В определении прокрастинации выделяются две основные характеристики – промедление в реализации намерения и возникновение эмоционального дискомфорта в виде чувства вины, тревожности и др. [2, 121]. Другие проявления прокрастинации: откладывание, несмотря на осознанность негативных последствий; отсрочивание начала/завершения деятельности до последней минуты/на неопределенный срок; активный выбор между конкурирующими видами деятельности [11, 65].
Одной из проблем в исследовании прокрастинации является недостаточная изученность ее влияния на адаптацию. С позиций психологии совладающего поведения, прокрастинация определяется как тип поведения, характеризующийся перенесением активности на более поздний срок. Она рассматривается и как форма психологической защиты, и как одна из копинг-стратегий («активная» прокрастинация) [5, 25]. Как копинг-стратегия она относится к эмоционально-ориентированному и избегающему типам совладающего поведения – выявлена связь прокрастинации с бегством-избеганием (r = 0,47) и поиском социальной поддержки (r = 0,43), с субстилем отвлечения (р = 0,001) и эмоционально-ориентированным стилем совладания (р = 0,05) [3, 405]. Другими исследованиями подтверждается связь прокрастинации с преобладанием дезадаптивных копинг-стратегий [9, 27].
Прокрастинация оказывает негативное влияние на эффективность деятельности [11, 70]. Установлена корреляция между откладыванием и успеваемостью (r = –0,25) и оценками выпускных экзаменов (r = 0,21) [19]. В то же время существуют данные о возможной продуктивности феномена откладывания [1, 134].