По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 343.1

Взаимосвязь квалификации договора купли-продажи с признаком налогового правонарушения: бюджетная сфера

Коваленко С. П. канд. юрид. наук, доцент кафедры гражданского процесса и международного права юридического факультета, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет» E-m ail: sv_kovalenko@list.ru

В статье исследуются договорные взаимоотношения между заказчиками — бюджетными учреждениями и продавцами товаров — организациями и индивидуальными предпринимателями. Анализируется судебная практика в части особенностей квалификации договоров поставки, договоров розничной куплипродажи. Рассматриваются примеры зависимости применения единого налога на вмененный доход, возмещения НДС от квалификации договора купли-продажи и цели его заключения.

Литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://consultant.ru/ cons/cgi/online (дата обращения: 24.04.2018).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.04.2018) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://consultant.ru/ cons/cgi/online (дата обращения: 24.04.2018).

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 23.04.2018) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://consultant.ru/ cons/cgi/online (дата обращения: 24.04.2018).

4. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 24.03.2018).

5. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://consultant. ru/cons/cgi/online (дата обращения: 24.04.2018).

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 26.04.2018).

7. Определение Верховного Суда РФ от 26.01.2016 № 304-КГ15-18365 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://consultant.ru/cons/cgi/online (дата обращения: 26.04.2018).

Государственные и муниципальные бюджетные учреждения выполняют государственные (муниципальные) задания за счет бюджетных субсидий, а также могут выполнять работы, оказывать услуги, продавать товары в процессе предпринимательской деятельности. Полученные доходы направляются на уставные цели и задачи.

В рамках выполнения государственного (муниципального) задания бюджетные учреждения осуществляют закупки товаров, работ, услуг, как правило, на основании государственных (муниципальных) контрактов, в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) [5] и Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон № 223-ФЗ) [4]. Заключаются государственные, муниципальные контракты (далее — договор) как с использованием примерных типовых форм, так и без таковых в случаях, когда цена контракта менее 100 тыс. руб. при объеме закупок менее 2 млн в год.

В процессе предпринимательской деятельности бюджетное учреждение отвечают по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности. Прежде всего это относится к обязательствам по расчетам.

Следует отметить, что цель создания некоммерческой организации не всегда свидетельствует об осуществлении предпринимательской деятельности, поскольку различные цели приобретения товара бюджетным учреждением в некоторых случаях исключают квалифицирующий признак, к примеру, заключение договора розничной купли-продажи, не связанного с предпринимательской деятельностью. Данный факт оказывает влияние не только на выбор потенциальным продавцом (какой-либо организацией, индивидуальным предпринимателем) системы налогообложения, но грозит доначислением налогов этому продавцу. Если товар приобретен для обеспечения деятельности государственных муниципальных учреждений, отношения регулируются нормами параграфа 2 главы 30 ГК РФ о розничной купле-продаже и не подпадают под общий режим налогообложения для продавца.

Для Цитирования:
Коваленко С. П., Взаимосвязь квалификации договора купли-продажи с признаком налогового правонарушения: бюджетная сфера. Бухгалтерский учет и налогообложение в бюджетных организациях. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: