По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.2 DOI:10.33920/med-08-2005-04

Взаимосвязь двигательной активности студентов вузов г. Воронежа с субъективной оценкой здоровья

кафедра общей гигиены, ФГБОУ ВО «Воронежский государственный медицинский университет им. Н. Н. Бурденко» Минздрава России, 394036, г. Воронеж, ул. Студенческая, д. 10; Е-mail: tefertikova@vrngmu.ru

Дефицит двигательной активности студентов вузов является фактором риска здоровью обучающихся, вызывающим ухудшение субъективных показателей оценки здоровья, выявляемых методом анкетирования. Исследование двигательной активности студенческой молодежи выполнено методом шагометрии с помощью прибора «GEONAUTE ONstep 100». В исследовании приняли участие студенты первых трех курсов вузов г. Воронежа. Количество испытуемых составило 66 человек. Фактическая двигательная активность исследуемых студентов не достигала оптимальных значений ни в одном из вузов. Студенты-медики, наиболее критично оценившие состояние собственного здоровья, имеют наименьшие показатели двигательной активности. Обучающиеся ВГАСУ по общему времени ходьбы в течение дня опережают студентов ВГМУ и ВГУИТ, различия статистически значимы (126,7 ± 2,4 против 107,7 ± 1,9, р < 0,001, и 126,7 ± 2,4 против 119,1 ± 1,9, р < 0,02, соответственно). Выполненное исследование позволило оценить уровень двигательной активности студентов и сопоставить данные результаты с параметрами их субъективной оценки здоровья. Во ВГАСУ доля проанкетированных студентов, оценивших состояние здоровья на «хорошо» и «отлично», составила 73,3 %, во ВГУИТ — 59,4 %, в ВГМУ — 46,9 %. Таким образом, параметры двигательной активности студентов коррелируют с результатами их анкетирования. В том вузе, где наибольшая часть обучающихся высоко оценила состояние собственного здоровья, определены достоверно более высокие результаты двигательной активности по количеству шагов и общему времени ходьбы в течение дня, среднему суточному расстоянию и количеству энергии, потраченному на ходьбу. Полученная информация позволяет говорить о необходимости разработки и внедрения мероприятий по увеличению двигательной активности молодых людей в рамках функционирования программ здоровьесбережения студентов с учетом профиля обучения.

Литература:

1. Есауленко И. Э., Попов В. И., Петрова Т. Н. Опыт организации здоровьесберегающей образовательной среды в вузе. Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. 2014; 58: 23–29.

2. Глыбочко П. В., Есауленко И. Э., Попов В. И., Петрова Т. Н. Здоровьесбережение студенческой молодежи: опыт, инновационные подходы и перспективы развития в системе высшего медицинского образования. Воронеж: ИПЦ Научная книга. 2017, 312 с.

3. Кабачкова А. В., Фомченко В. В., Фролова Ю. С. Двигательная активность студенческой молодежи. Вестник ТомГУ. 2015; 392: 175–178.

4. Грачёв А. С., Гавришова Е. В. Изучение двигательной активности студентов различных специальностей. Современные проблемы науки и образования. 2013; 5: 176.

5. Кожевникова Н. Г. Оптимизация двигательной активности студентов-стоматологов как профессионально значимого фактора в будущей деятельности. Вестник спортивной науки. 2012; 3: 48–51.

6. Соломай Т. В., Сырцова М. А. Характеристика двигательной активности студентов старших курсов медицинского ВУЗа по результатам анкетирования. Санитарный врач. 2016; 1: 27–31

7. Горелов А. А., Румба О. Г. О зависимости соматического здоровья студентов от величины их двигательной активности. Вестник спортивной науки. 2013; 2: 36–39.

8. Грачев А. С., Крамской С. И., Скруг Д. А. Двигательная активность студентов технических специальностей с учетом их места жительства. Успехи современной науки и образования. 2016; 11: 50–52.

9. Кондаков В. Л., Усатов А. Н., Усатов В. Н., Говердовская Е. В. О необходимости повышения двигательной активности студентов ВУЗов. Культура физическая и здоровье. 2008; 5: 55–60.

10. . Фертикова Т. Е., Рогачев А. А. Проблемы питания и двигательной активности студентов. Успехи современного естествознания. 2015; 9: 476–478.

11. Фертикова Т. Е., Рогачев А. А. Гигиенические аспекты здоровья и качества жизни студенческой молодежи вузов. Современные проблемы науки и образования. 2016; 3: 158. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=24766 (дата обращения: 29.02.2020)

12. . Кабачкова А. В. Оценка недельной двигательной активности студентов на основе опросника GPAQ. Теория и практика физической культуры. 2019; 11: 46–47.

13. 13. Panachev V., Zelenin L., Opletin A., Legotkin A., Legotkina L., Kusyakova R., Zvyagina V., Ponomarev N., Efi mov V., Ckakovets I. System for the development of students motor capacity. AD ALTA: Journal of interdisciplinary research. 2019; 9–1 (VII): 38–42.

14. 14. Futornyі S. М. Problem of shortage of motor activity students. Physical education of students. 2013; 3: 75–79.

15. 15. Pomohaci M., Sopa S. How important are motor activities in leaving a healthy lifestyle at students. Scientifi c Bulletin of Naval Academy. 2015; XVIII — 2.

1. Esaulenko I, Popov V, Petrova T. Experience organization of health education environment Voronezh state medical academy. Nauchno-medicinskij vestnik Central’nogo Chernozem’ja. 2014; 58: 23–29. (In Russian)

2. Glybochko P. V., Esaulenko I. E., Popov V. I., Petrova T. N. Health saving of students: experience, innovative approaches and prospects of development in the system of higher medical education. Voronezh: Publishing and printing center Scientifi c book. 2017. (In Russian)

3. Kabachkova A, Fomchenko V, Frolova Y. Students’ physical activity. Vestnik TomGU. 2015; 92: 175–178. (In Russian) https://doi. org/10.17223/15617793/392/29

4. Grachov A, Gavrishova E. Studying of motor activity of students of various specialties. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013; 5: 176. (In Russian)

5. Kozhevnikova N. Optimization of motor activity of students-dentists as a professionally signifi cant factor in future activities. Vestnik sportivnoi nauki. 2012; 3: 48–51. (In Russian)

6. Solomay T. V., Syrtsova M. A. Characteristics of motor activity of senior students of medical University based on the results of a survey. Sanitarnyj vrach. 2016; 1: 27–31. (In Russian)

7. Gorelov A., Rumba O. Dependence of somatic health of students on the magnitude of their motor activity. Vestnik sportivnoi nauki. 2013; 2: 36–39. (In Russian)

8. Grachev A., Kramskoy S., Skrug D. Motor activity of students of technical specialties in accordance with their residence. Uspehi sovremennoj nauki i obrazovanija. 2016; 11: 50–52. (In Russian)

9. Kondakov V., Usatov A., Usatov V., Goverdovskaya E. About the necessity of physical activity enlarging among the students of higher institutions. Kul’tura fi zicheskaja i zdorov’e. 2008; 5: 55–60. (In Russian)

10. Fertikova T., Rogachev A. Problems of nutrition and motor activity of students. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. 2015; 9: 476–478. (In Russian)

11. Fertikova T., Rogachev A. Hygienic aspects of the health and quality of life of university students. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2016; 3: 158. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24766 (accessed 29 February 2020).

12. Kabachkova A. V. Weekly academic physical activity rating by gpaq toolkit. Theory and practice of physical education. 2019; 11: 46–47. (In Russian)

13. Panachev V., Zelenin L., Opletin A., Legotkin A., Legotkina L., Kusyakova R., Zvyagina V., Ponomarev N., Efi mov V., Ckakovets I. System for the development of students motor capacity. AD ALTA: Journal of interdisciplinary research. 2019; 9–1 (VII): 38–42.

14. . Futornyі S. М. Problem of shortage of motor activity students. Physical education of students. 2013; 3: 75–79.

15. Pomohaci M., Sopa S. How important are motor activities in leaving a healthy lifestyle at students. Scientifi c Bulletin of Naval Academy. 2015; XVIII — 2.

Неблагоприятные тенденции в состоянии здоровья студентов связаны с дефицитом ночного сна, чрезмерной продолжительностью самоподготовки, низким уровнем двигательной активности (ДА), нарушениями в режиме дня, отдыха, питания [1, 2]. При этом снижение ДА занимает одну из лидирующих позиций в причинно-следственной цепочке факторов, способствующих росту заболеваемости, значительному снижению уровня здоровья, наблюдающихся у абитуриентов и обучающихся вузов [3].

Успешность адаптации студентов к образовательному процессу в вузе, сохранение и укрепление здоровья за время обучения требуют поддержания оптимальной ДА. Систематическое использование физических нагрузок, соответствующее полу, возрасту и состоянию здоровья, является одним из обязательных компонентов здорового образа жизни студенческой молодежи [4–6].

Дефицит ДА выступает в качестве одной из ведущих причин заметного увеличения количества студентов, имеющих отклонения в состоянии здоровья различной тяжести и по этим обстоятельствам занимающихся физической культурой в специальных медицинских группах или полностью освобожденных от практических занятий по данной учебной дисциплине [7].

Как показывают научные исследования, биологической нормой ДА для молодых людей студенческого возраста считается 14–19 тыс. шагов в сутки [8]. При этом серьезнейшей проблемой современного человека и общества в целом является гиподинамия, соответственно, фактический уровень ДА того же студента может значительно отличаться от оптимальных параметров [9, 10].

Целью настоящего исследования явилось изучение взаимосвязи фактической двигательной активности студентов трех государственных вузов г. Воронежа с показателями субъективной оценки собственного здоровья.

В исследовании двигательной активности приняли участие 66 студентов первых трех курсов Воронежского государственного медицинского университета (ВГМУ), Воронежского государственного университета инженерных технологий (ВГУИТ) и Воронежского государственного архитектурно-строительного университета (ВГАСУ), по 22 студента из каждого вуза, при этом по половому признаку группы абсолютно идентичны — 11 юношей и 11 девушек. В течение недели каждый студент ежедневно с помощью шагомера «GEONAUTE ONstep 100» фиксировал показатели ДА: общее количество шагов (локомоций), время ходьбы и время быстрой ходьбы.

Для Цитирования:
, Взаимосвязь двигательной активности студентов вузов г. Воронежа с субъективной оценкой здоровья. Санитарный врач. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: