По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2 DOI:10.33920/nik-01-2405-01

Взаимоотношения в европейской истории любви и семьи (размышление культуролога)

Розин Вадим Маркович ФГБУН «Институт философии Российской академии наук», Россия, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1, E-mail: rozinvm@gmail.com, ORCID: 0000-0002-4025-2734

В статье обсуждается вопрос, удалось ли в европейской истории привить любовь к древу семьи, причем оба эти феномена автор понимает обобщенно, оговаривая проблематичность подобного подхода. Анализируя становление любви в архаической культуре, концепцию платонической любви, средневековую концепцию куртуазной любви и новоевропейские концепции романтической любви, автор приходит к выводу, что любовь так и не удалось органично соединить с семьей. Он обсуждает причины этого, во многом связанные с несовпадением европейской личности и семьи как социального института. Соответственно, в ход идут аргументы как от психологии, так и от социологии. В заключение намечается авторская «концепция креативной любви».

Литература:

1. Бауман З. Мыслить социологически / З. Бауман; пер. с англ.; под ред. А.Ф. Филиппова. — М.: Аспект-Пресс, 1996. — 255 с.

2. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология ХХ века. — М.: Республика, 1997. — 495 с.

3. Зиммель Г. Фрагмент о любви / Георг Зиммель. Избранное. Том второй. Созерцание жизни. — М., 1996. — C. 201–212.

4. Льюис К.С. Любовь // Мир и Эрос. — М., 1991.

5. Мид М. Культура и мир детства: Избр. произведения. — М.: Наука, 1988. — 429 с.

6. Михайлова М.В. Вячеслав Иванов и Лидия Зиновьева-Аннибал: крах «идеального союза» или «яркий образ возможного счастья»? // Философские эманации любви. — С. 62–99.

7. Платон. Пир. Собр. соч. в 4 т. Т. 2. — М.: Мысль, 1993. — С. 81–135.

8. Платон. Федр. Т. 2. — С. 135–192.

9. Плутарх. Об Эроте // Мир и Эрос. — М., 1991.

10. Почему россияне разводятся [Электронный ресурс]. — URL: https://journal.tinkoff.ru/stat-divorce/ (дата обращения: 05.01.2024).

11. Розин В.М. «Пир» Платона: новая реконструкция и некоторые реминисценции в философии и культуре. — М.: ЛЕНАНД, 2015. — 200 с.

12. Розин В.М. Становление и особенности социальных институтов. Культурно-исторический и методологический анализ. — М.: URSS, 2014. — 160 с.

13. Розин В.М. Любовь в зеркалах философии, науки и литературы. — М.: МПСИ, 2006. — 464 с.

14. Розин В.М. Формирование античной личности / В.М. Розин. Личность и ее изучение. — М.: URSS, 2021. — С. 71–79.

15. Розин В.М. Культурно-психологическое истолкование понятий «развитие» и «жизненный мир» // Психология и психотехника. — 2022. — № 1. — С. 55–64.

16. Розов Н.С. Странности и истоки человеческой сексуальности // Человек. — 2021. — № 2. — С. 125–141.

17. Розин В.М. К различению любви и сексуальности (от романтической любви к «креативной») // Философские науки. — 2010. — № 5. — С. 82–96.

18. Философские эманации любви. — М.: Изд. дом ЯСК, 2019. — 576 с.

19. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. — М., 1989.

20. Фридман Р.А. «Кодекс» и «законы» куртуазного служения даме в любовной лирике трубадуров // Уч. Зап. Рязанский ГПИ. — М.: Просвещение, 1965. — Т. 34.

21. Фридман Р.А. Любовная лирика трубадуров и ее истолкование. — М.: Просвещение, 1965. — С. 87–405.

22. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — М.-Л., Харьков, 1997.

23. Эмерсон Р.У. Любовь // Мир и Эрос. — М.: Политиздат, 1991. — 335 с.

24. Ялом И. Шопенгауэр как лекарство. — М., 2006.

25. http://www.psylive.ru/forum/Default.aspx?act=read&id=17265 (дата обращения: 05.01.2024).

1. Bauman Z. Myslit' sociologicheski / Z. Bauman; per. s angl.; pod red. A.F. Filippova. — Moskva: Aspekt-Press, 1996. — 255 s.

2. Gajdenko P.P. Proryv k transcendentnomu. Novaya ontologiya ХХ veka. — M.: Respublika, 1997. — 495 s.

3. Zimmel' G. Fragment o lyubvi / Georg Zimmel'. Izbrannoe. Tom vtoroj. Sozercanie zhizni. — M., 1996. — C. 201–212.

4. L'yuis K.S. Lyubov' // Mir i Eros. — M., 1991.

5. Mid M. Kul'tura i mir detstva: Izbr. proizvedeniya. — M.: Nauka, 1988. — 429 s.

6. Mihajlova M.V. Vyacheslav Ivanov i Lidiya Zinov'eva-Annibal: krah «ideal'nogo soyuza» ili «yarkij obraz vozmozhnogo schast'ya»? // Filosofskie emanacii lyubvi. — S. 62–99.

7. Platon. Pir. Sobr. soch. v 4 t. T. 2. — M.: Mysl', 1993. — S. 81–135.

8. Platon. Fedr. Т. 2. — S. 135–192.

9. Plutarh. Ob Erote // Mir i Eros. — M., 1991.

10. Pochemu rossiyane razvodyatsya // https://journal.tinkoff.ru/stat-divorce/.

11. Rozin V.M. «Pir» Platona: novaya rekonstrukciya i nekotorye reminiscencii v filosofii i kul'ture. — M.: LENAND, 2015. — 200 s.

12. Rozin V.M. Stanovlenie i osobennosti social'nyh institutov. Kul'turno-istoricheskij i metodologicheskij analiz. — M.: URSS, 2014. — 160 s.

13. Rozin V.M. Lyubov' v zerkalah filosofii, nauki i literatury. — M.: MPSI, 2006. — 464 s.

14. Rozin V.M. Formirovanie antichnoj lichnosti / V.M. Rozin. Lichnost' i ee izuchenie. — M.: URSS, 2021. — S. 71–79.

15. Rozin V.M. Kul'turno-psihologicheskoe istolkovanie ponyatij «razvitie» i «zhiznennyj mir» // Psihologiya i psihotekhnika. — 2022. — № 1. — S. 55–64.

16. Rozov N.S. Strannosti i istoki chelovecheskoj seksual'nosti // Chelovek. — 2021. — № 2. — S. 125–141.

17. Rozin V.M. K razlicheniyu lyubvi i seksual'nosti (ot romanticheskoj lyubvi k «kreativnoj») // Filosofskie nauki. — 2010. — № 5. — S. 82–96.

18. Filosofskie emanacii lyubvi. — M.: Izd. Dom YASK, 2019. — 576 s.

19. Frejd Z. Ocherki po psihologii seksual'nosti. — M., 1989.

20. Fridman R.A. «Kodeks» i «zakony» kurtuaznogo sluzheniya dame v lyubovnoj lirike trubadurov // Uch. Zap. Ryazanskij GPI. — M.: Prosveshchenie, 1965. — T.34.

21. Fridman R.A. Lyubovnaya lirika trubadurov i ee istolkovanie. — M.: Prosveshchenie, 1965. — S. 87–405.

22. H'ell L., Zigler D. Teorii lichnosti. — M.-L., Har'kov, 1997.

23. Emerson R.U. Lyubov' // Mir i Eros. — M.: Politizdat, 1991. — 335 s.

24. Yalom I. Shopengauer kak lekarstvo. — M., 2006.

25. http://www.psylive.ru/forum/Default.aspx?act=read&id=17265.

Статья поступила 14.02.2024.

Речь пойдет о любви родителей, которая существенно влияет на их любовь к детям, а та, в свою очередь, продолжает свое влияние, когда они вырастают. О семье в историческом плане мы будем говорить обобщенно, понимая, однако, условность подобного подхода (ведь так и не решен вопрос, в какой мере многообразие типов любви и семьи можно свести к законосообразному единству).

Читая Ральфа У. Эмерсона «Любовь» или романы Теодора Драйзера, нельзя не согласиться, да, европейская семья основывается на любви. «Проходит время, — пишет Эмерсон, — и становится ясно, что совместная жизнь (которую он понимает как любовь, возвышающую и преображающую всего человека. — В.Р.) — это бесконечная цепь самых разнообразных положений и комбинаций, во всей полноте раскрывающих обоим супругам их возможности, их сильные и слабые стороны. Ведь смысл и назначение такого союза — олицетворять друг для друга человечество» [23, c. 189]. И у Драйзера главные герои вступают в брак на основе романтической любви, правда, в отличие от Эмерсона, несколько раз в течение жизни. Положительно отвечал на вопрос о связи любви и семьи и ваш покорный слуга в своих книгах о любви. В настоящее время я бы не спешил.

Дело в том, что наблюдения за жизнью, включая строгие социологические исследования, говорят о другом: не меньше, если не больше семей, в которых или вообще отсутствует любовь, или она вроде бы вначале была, но куда-то быстро исчезла. Подтверждают этот факт и размышления писателей и ученых. «Я не считаю, — пишет К.С. Льюис, — что без влюбленности соитие нечисто, низко, постыдно. Почти всех наших предков женили родители, и они зачинали детей, повинуясь только животному желанию. И ничего низкого тут не было, а были послушание, честность, страх Божий. При самой же сильной, самой высокой влюбленности соитие может означать жестокость, ложь, измену мужу или другу, нарушение гостеприимства, горе для детей» [4, с. 208]. Вспомним и слова Татьяны:

Для Цитирования:
Розин Вадим Маркович, Взаимоотношения в европейской истории любви и семьи (размышление культуролога). Вопросы культурологии. 2024;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: