По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 93/99 DOI:10.33920/pol-01-2102-03

Взаимоотношения школы и Церкви в 1990–2000-е годы: социальное партнерство или временное сотрудничество

О. В. Пигорева профессор кафедры экономики, управления и гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И. И. Иванова» Россия, 305004, г. Курск, ул. Карла Маркса, д. 70

В статье раскрываются особенности взаимоотношений отечественной системы общего образования и Русской православной церкви как значимого социального института в сложный для России период политических и экономических трансформаций. Обоснованы факторы обращения школы к сотрудничеству с Церковью, раскрыты механизмы становления и нормативноправового урегулирования договорных отношений, общественная оценка.

Литература:

1. Гаврилова Ю. В., Жиронкина М. А. Религии в условиях пандемии COVID-19: опыт России // Общество: философия, история, культура. — 2020. — № 6 (74). — С. 36–40.

2. Государственный архив Курской области. Ф. Р-4007. Оп. 1. Д. 240.

3. Государственный архив Орловской области. Ф. Р-3686. Оп. 1. Д. 484.

4. Заявление общественных деятелей и правозащитников «В поддержку письма академиков РАН» (1 авг. 2007 г.) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://old.sakharov-center.ru/news/2007/0801 (дата обращения: 12.01.2021).

5. Лебедева О. В., Ильина З. Д. Парадоксы «перестройки»: государственная политика и региональная практика в отношении религии // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. — 2011. — № 1. — С. 160–168.

6. Открытое письмо десяти академиков РАН Президенту Российской Федерации В. В. Путину [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.atheism.ru/library/Other_100.phtml (дата обращения: 12.01.2021).

7. Пигорева О. В. Государственная политика и региональная практика изучения религии в образовательном пространстве центра России на рубеже ХХ — ХХI вв. — М., 2017. — 410 с.

8. Пигорева О. В. Мировоззренческие поиски провинциальной учительской интеллигенции в конце 1980-х — середине 1990-х годов // Интеллигенция и мир. — 2015. — № 2. — С. 71–83.

9. Пигорева О. В., Ильина З. Д. Кризис коммунистического мировоззрения и возрождение православной культуры в общественной жизни российской провинции: 1985–1991 гг. // Известия Юго-Западного государственного университета. — 2012. — № 4–1 (43). — С. 196–200.

10. Религия: за и против [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskiiobzor/religiya-za-i-protiv (дата обращения: 10.01.2021).

11. Филиппов В. М. Российская система образования на рубеже тысячелетий: обретение духовности // Воспитание школьников. — 2000. — № 4. — С. 5–6.

12. Филиппов В. М. Развитие образования в России в новом веке: реалии и идеалы // Сборник пленарных докладов IХ Междунар. Рождественских образоват. чтений. — М., 2001. — С. 16–18.

13. Чепурных Е. Е. Воспитание подрастающего поколения — общая задача современной России. Извлечения из доклада // Внешкольник. — 2001. — № 2. — С. 10–11.

1. Gavrilova Iu. V., Zhironkina M. A. Religii v usloviiakh pandemii COVID-19: opyt Rossii [Religions in the context of the COVID-19 pandemic: the experience of Russia] // Obshchestvo: fi losofi ia, istoriia, kultura [Society: philosophy, history, culture]. 2020. No. 6 (74). P. 36–40. (In Russ.)

2. Gosudarstvennyi arkhiv Kurskoi oblasti [State Archives of the Kursk Region]. F. R-4007. Op. 1. D. 240. (In Russ.)

3. Gosudarstvennyi arkhiv Orlovskoi oblasti [State Archives of the Oryol Region]. F. R-3686. Op. 1. D. 484. (In Russ.)

4. Zaiavlenie obshchestvennykh deiatelei i pravozashchitnikov «V podderzhku pisma akademikov RAN» (1 avg. 2007 g.) [Statement of public fi gures and human rights activists «In support of the letter of the members of the Russian Academy of Sciences» (August 1, 2007)] [Electronic resource]. URL: http://old.sakharov-center.ru/news/2007/0801 (date of access: 12.01.2021). (In Russ.)

5. Lebedeva O. V., Iliina Z. D. Paradoksy «perestroiki»: gosudarstvennaia politika i regionalnaia praktika v otnoshenii religii [Paradoxes of «perestroika»: state policy and regional practice in relation to religion] // Izvestiia Tulskogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki [News of the Tula State University. Humanitarian sciences]. 2011. No. 1. P. 160–168. (In Russ.)

6. Otkrytoe pismo desiati akademikov RAN Prezidentu Rossiiskoi Federatsii V. V. Putinu [An open letter from ten RAS members to the President of the Russian Federation V. V. Putin] [Electronic resource]. URL: http://www.atheism.ru/library/Other_100.phtml (date of access: 12.01.2021). (In Russ.)

7. Pigoreva O. V. Gosudarstvennaia politika i regionalnaia praktika izucheniia religii v obrazovatelnom prostranstve tsentra Rossii na rubezhe XX–XXI vv. [State policy and regional practice of studying religion in the educational space of the center of Russia at the turn of the XX–XXI centuries]. Moscow, 2017. 410 p. (In Russ.)

8. Pigoreva O. V. Mirovozzrencheskie poiski provintsialnoi uchitelskoi intelligentsii v kontse 1980-kh — seredine 1990-kh godov [World outlook searches of provincial teachers' intelligentsia in the late 1980s — mid-1990s] // Intelligentsiia i mir [Intelligentsia and the world]. 2015. No. 2. P. 71–83. (In Russ.)

9. Pigoreva O. V., Iliina Z. D. Krizis kommunisticheskogo mirovozzreniia i vozrozhdenie pravoslavnoi kultury v obshchestvennoi zhizni rossiiskoi provintsii: 1985–1991 gg. [The crisis of the communist worldview and the revival of Orthodox culture in the public life of the Russian province: 1985–1991]. // Izvestiia Iugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta [News of the Southwest State University]. 2012. No. 4–1 (43). P. 196–200. (In Russ.)

10. Religiia: za i protiv [Religion: pros and cons] [Electronic resource]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskiiobzor/religiya-za-i-protiv (date of access: 01/10/2021). (In Russ.)

11. Filippov V. M. Rossiiskaia sistema obrazovaniia na rubezhe tysiacheletii: obretenie dukhovnosti [Russian education system at the turn of the millennium: gaining spirituality] // Vospitanie shkolnikov [Education of schoolchildren]. 2000. No. 4. P. 5–6. (In Russ.)

12. Filippov V. M. Razvitie obrazovaniia v Rossii v novom veke: realii i idealy [Development of education in Russia in the new century: realities and ideals] // Sbornik plenarnykh dokladov IX Mezhdunar. Rozhdestvenskikh obrazovat. chtenii [Collection of plenary reports of the IX International Christmas educational readings]. M., 2001. P. 16–18. (In Russ.)

13. Chepurnykh E. E. Vospitanie podrastaiushchego pokoleniia — obshchaia zadacha sovremennoi Rossii. Izvlecheniia iz doklada [The upbringing of the younger generation is the common task of modern Russia. Extracts from the report] // Vneshkolnik [Extrascholastic]. 2001. No. 2. P. 10–11. (In Russ.)

Происходящее в российском обществе в постсоветский период изменение отношения к религии приобретает перманентный характер: взлеты и спады сменяют друг друга. Изменение государственно-церковных отношений и масштабные торжества по случаю 1000-летия Крещения Руси ознаменовали начало религиозного возрождения и рост религиозности населения. В 1990-е гг. Русская православная церковь пользовалась гораздо большим доверием россиян, чем все институты власти. Согласно данным ВЦИОМ, в начале 1990-х гг. о пользе религиозных убеждений для общества говорили 61 % опрошенных россиян, к 2015 г. их число снизилось до 36 %. «Положительный эффект» от религии для общества в середине 2010-х гг. прогнозировали только 33 % россиян в отличие от 41 % в 1990 г. И совсем неожиданные результаты: роль религии в своей личной повседневной жизни в 2015 г. россияне оценивали в пять раз выше, четверть века назад [10]. Сегодняшняя ситуация в отношении роли религии в обществе и в жизни отдельного человека еще более неоднозначна: социальный эффект пандемии COVID-19 дестабилизировал систему взаимодействий религиозного и светского сегментов российского общества [1].

Сегодня к образованию сохраняется «отраслевой подход», тогда как именно присутствующее в современном образовательном пространстве взаимодействие различных социальных структур влияет на становление человека. Частью современного образовательного пространства выступают религиозные организации, которые во многом обеспечивают гуманитарную составляющую образования. Сказанное актуализирует изучение истории взаимоотношений школы и Русской православной церкви в 1990 — начале 2000-х гг., ставшие в истории современности одновременно и периодом наибольшего взаимодействия двух важнейших социальных институтов, и временем острых дискуссий о правомерности и целесообразности подобного сотрудничества. В данной публикации автор стремилась раскрыть сущность дискуссионной для российского образования проблемы взаимоотношения светской системы образования и религиозных организаций на примере регионов центра России, где православие является традиционной религией большинства жителей, и Русской православной церкви.

Для Цитирования:
О. В. Пигорева, Взаимоотношения школы и Церкви в 1990–2000-е годы: социальное партнерство или временное сотрудничество. Социальная политика и социальное партнерство. 2021;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: