В условиях реформы контрольно-надзорной деятельности в стране вопросы взаимодействия различных контрольно-надзорных органов в рамках управленческого воздействия в определенной сфере регулирования приобретают особое значение и призваны содействовать повышению эффективности публичного управления в целом. Учеными справедливо отмечается тот факт, что для ФТС России организация информационного взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти, участвующими в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, рассматривается как одно из направлений повышения эффективности таможенного контроля за счет повышения уровня информационного обеспечения и сокращения времени совершения таможенных операций [1, с. 4]. Новые вызовы и угрозы современной сферы трансграничного перемещения товаров предъявляют качественно новые требования к подобному взаимодействию прежде всего в части обеспечения жизни и здоровья рядовых граждан, являющихся в большинстве своем потребителями товаров.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее — Роспотребнадзор) является одним из более чем тридцати контрольно-надзорных органов, с которыми взаимодействуют таможенные органы при трансграничном перемещении товаров. Безусловно, контрольно-надзорная компетенция федерального органа исполнительной власти (далее — ФОИВ) обусловливает специфику его взаимодействия с таможенными органами при управленческом обеспечении трансграничного перемещения товаров. Контрольно-надзорные, разрешительные и иные функции взаимодействующих органов пересекаются в контексте аспекта таможенного или трансграничного аспекта. Факт потенциального или реального перемещения товара через таможенную и (или) государственную границу определяет необходимость, характер и цели подобного взаимодействия.
Согласно Положению о Роспотребнадзоре, ведомство осуществляет целый ряд контрольно-надзорных полномочий, среди которых проведение контроля (надзора) за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, требований к организации питания (п. 5.1. Положения). Данное полномочие включает в себя также санитарнокарантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (пп. 5.1.3. Положения) [2].