По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 342

Взаимодействие таможенных органов и органов Роспотребнадзора: соотношение контрольно-надзорных функций

Агамагомедова С. А. канд. соц. наук, канд. юрид. наук, доцент, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», e-mail: saniyat_aga@mail.ru

В статье рассмотрены вопросы взаимодействия таможенных органов и органов Роспотребнадзора в современный период. Делается вывод о нескольких уровнях и различных формах подобного взаимодействия, об особенностях правовой регламентации межведомственного взаимодействия.

Литература:

1. Бормотова, Е. Г. Межведомственное информационное взаимодействие для обеспечения выполнения контрольных функций таможенными органами: монография / Е. Г. Бормотова, Н. Г. Липатова. — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2014. — 218 с.

2. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 (ред. от 02.10.2021) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» // СЗ РФ. — 2004. — № 28. — Ст. 2899.

3. Приказ Роспотребнадзора от 17.07.2012 № 767 (ред. от 29.06.2015) «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска на российском участке внешней границы Таможенного союза» // РГ. — 2012. — № 206.

4. Постановление Правительства РФ от 23.04.2021 № 636 (ред. от 19.06.2021) «Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе, внесении изменений в Положение о Министерстве финансов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2021. — № 18. — Ст. 3146.

5. Соглашение о взаимодействии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной таможенной службы при предоставлении и получении информации (утв. ФТС РФ, Роспотребнадзором 10.02.2005). Документ опубликован не был // СПС «Консультант Плюс».

6. Приказ Роспотребнадзора № 706, ФТС РФ № 1664 от 15.08.2011 «Об утверждении Порядка информационного взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной таможенной службы при осуществлении санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» (Извлечение) // «Таможенные ведомости. — 2011. — № 10.

7. Письмо Роспотребнадзора № 01/898-17-32, ФТС России № 01-11/04068 от 27.01.2017 «О взаимодействии территориальных органов Роспотребнадзора и таможенных органов Российской Федерации при установлении факта перемещения объекта с повышенным радиационным фоном» // Таможенные ведомости. — 2017. — № 6.

8. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2021 году // Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. — URL: https://customs.gov.ru/folder/86528 (дата обращения: 12.03.2022).

9. Приказ Приволжского таможенного управления от 24 февраля 2021 г. № 114 «О решении коллегии Приволжского таможенного управления от 11 февраля 2021 года».

10. Агамагомедова, С. А. Обеспечение прав интеллектуальной собственности в рамках защиты прав потребителей // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность. — 2014. — № 11. — С. 27–38.

11. ФТС России обеспечен первоочередной порядок совершения таможенных операций в отношении товаров первой необходимости // Официальный сайт ФТС России [Электронный ресурс]. — URL: https://customs.gov.ru/press/ federal/document/329560 (дата обращения: 12.03.2022).

1. Bormotova, E. G. Interdepartmental information interaction to ensure the performance of control functions by customs authorities: monograph. E. G. Bormotova, N. G. Lipatov. M.: Publishing House of the Russian Customs Academy, 2014. 218 p.

2. Decree of the Government of the Russian Federation of June 30, 2004 No. 322 (as amended on October 2, 2021) "On approval of the Regulations on the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare". SZ RF. 2004. No. 28. Art. 2899.

3. Order of Rospotrebnadzor dated July 17, 2012 Nо. 767 (as amended on June 29, 2015) "On approval of the Administrative Regulations for the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare to perform the state function of implementing sanitary and quarantine control at checkpoints on the Russian section external border of the Customs Union". RG. No. 206. 07.09.2012.

4. Decree of the Government of the Russian Federation of April 23, 2021 No. 636 (as amended on June 19, 2021) "On approval of the Regulations on the Federal Customs Service, amendments to the Regulations on the Ministry of Finance of the Russian Federation and invalidation of certain acts and certain provisions of certain acts of the Government of the Russian Federation". SZ RF. 2021. No. 18. Art. 3146.

5. Agreement on the interaction of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare and the Federal Customs Service in the provision and receipt of information (approved by the Federal Customs Service of the Russian Federation, Rospotrebnadzor on February 10, 2005). The document has not been published. Access from ATP "Consultant Plus".

6. Order of Rospotrebnadzor No. 706, Federal Customs Service of the Russian Federation No. 1664 of August 15, 2011 "On approval of the Procedure for information interaction between the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare and the Federal Customs Service in the implementation of sanitary and quarantine control at checkpoints across the state border of the Russian Federation" (Extract). Customs Gazette, No. 10, 2011.

7. Letter of Rospotrebnadzor No. 01/898-17-32, Federal Customs Service of Russia No. 01-11/04068 dated January 27, 2017 "On the interaction of the territorial bodies of Rospotrebnadzor and the customs authorities of the Russian Federation when establishing the fact of moving an object with an increased radiation background". Customs Vedomosti, No. 6, June, 2017.

8. Final report on the results and main activities of the FCS of Russia in 2021. Official site of the FCS of Russia. Available at: https://customs.gov.ru/folder/86528 (accessed: 03.12.2022).

9. Order of the Volga Customs Administration No. 114 dated February 24, 2021 "On the decision of the collegium of the Volga Customs Administration dated February 11, 2021".

10. Agamagomedova, S. A. Ensuring intellectual property rights in the framework of consumer protection. Intellectual property. Industrial property. 2014. No. 11. рр. 27–38.

11. The Federal Customs Service of Russia has provided a priority procedure for customs operations in relation to essential goods. Offi cial site of the FCS of Russia. Available at: https://customs.gov.ru/press/federal/document/329560 (accessed: 03.12.2022).

В условиях реформы контрольно-надзорной деятельности в стране вопросы взаимодействия различных контрольно-надзорных органов в рамках управленческого воздействия в определенной сфере регулирования приобретают особое значение и призваны содействовать повышению эффективности публичного управления в целом. Учеными справедливо отмечается тот факт, что для ФТС России организация информационного взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти, участвующими в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности, рассматривается как одно из направлений повышения эффективности таможенного контроля за счет повышения уровня информационного обеспечения и сокращения времени совершения таможенных операций [1, с. 4]. Новые вызовы и угрозы современной сферы трансграничного перемещения товаров предъявляют качественно новые требования к подобному взаимодействию прежде всего в части обеспечения жизни и здоровья рядовых граждан, являющихся в большинстве своем потребителями товаров.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее — Роспотребнадзор) является одним из более чем тридцати контрольно-надзорных органов, с которыми взаимодействуют таможенные органы при трансграничном перемещении товаров. Безусловно, контрольно-надзорная компетенция федерального органа исполнительной власти (далее — ФОИВ) обусловливает специфику его взаимодействия с таможенными органами при управленческом обеспечении трансграничного перемещения товаров. Контрольно-надзорные, разрешительные и иные функции взаимодействующих органов пересекаются в контексте аспекта таможенного или трансграничного аспекта. Факт потенциального или реального перемещения товара через таможенную и (или) государственную границу определяет необходимость, характер и цели подобного взаимодействия.

Согласно Положению о Роспотребнадзоре, ведомство осуществляет целый ряд контрольно-надзорных полномочий, среди которых проведение контроля (надзора) за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей в области потребительского рынка и обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, требований к организации питания (п. 5.1. Положения). Данное полномочие включает в себя также санитарнокарантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (пп. 5.1.3. Положения) [2].

Для Цитирования:
Агамагомедова С. А., Взаимодействие таможенных органов и органов Роспотребнадзора: соотношение контрольно-надзорных функций. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2022;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: