Коррупция как деструктивное социальное явление оказывает заметное воздействие на все сферы жизни общества, и особенно на сферу государственного управления.
Обновленная стратегия конституционного строительства Российской Федерации в контексте объявленной государственной антикоррупционной политики требует от публичных структур различного уровня последовательных действий в этой сфере, соответствующих изменениям в законодательстве. Не является исключением в данной связи и муниципальная власть, к вопросам местного значения которой было отнесено осуществление мер по противодействию коррупции1 . Начальным импульсом для коррупционных проявлений является симбиоз широты дискреционных полномочий и низких личностных качеств государственных гражданских и муниципальных служащих.
Феномен коррупции — это «явление, поразившее публичный аппарат управления и выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, иными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета занимаемой должности в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах»2 . В данной связи антикоррупционную политику следует рассматривать как реализацию разноплановых мер политического, экономического, социального, правового, организационного, идеологического характера при условии консолидации усилий федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общества в целом. «При этом эффективность данной функции в значительной степени будет зависеть от того, насколько активно в ее реализации примут участие структуры гражданского общества»3 .
Совершенствование системы органов власти предоставляет существенные резервы снижения уровня коррупции. К основным компонентам политико-идеологических механизмов противодействия коррупции в органах местного самоуправления в современном российском обществе следует отнести: