По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 658.6

Выживаемость производства в условиях конкуренции

Выживаемость становится основной целью предприятий в тех случаях, когда на рынке царит острая конкуренция или резко меняются потребности потребителей. В качестве отправной точки для нужд собственного ценообразования, в том числе при решении вопросов модернизации производства, предприятие может воспользоваться знаниями о ценах и товарах конкурентов. Это во многом способствует внедрению новых видов товаров или повышению качества уже выпускаемой продукции. Если производимый товар аналогичен товарам основных конкурентов, предприятие вынуждено назначать цены, близкие к ценам товаров конкурентов. Если товар ниже по качеству, предприятие не может запрашивать такую же цену, как у конкурентов. Запросить бóльшую цену, чем конкурент, предприятие может, лишь когда его товар выше по качеству. По существу, цены служат предприятиям инструментом позиционирования своих предложений относительно предложений конкурентов.

Обеспечение выживаемости становится основной целью предприятия в тех случаях, когда на рынке слишком много производителей и царит острая конкуренция или резко меняются потребности клиентов. Чтобы обеспечить свое благополучное существование и сбыт своих товаров, предприятия вынуждены устанавливать низкие цены в надежде на благожелательную ответную реакцию потребителей. К примеру, чтобы выжить, попавшие в трудное положение фирмы типа «Крайслер» и «Интернэшнл харвестер» вынуждены прибегать к обширным программам ценовых уступок. До тех пор пока сниженные цены покрывают издержки, эти фирмы могут еще некоторое время продолжать свою коммерческую деятельность.

Другие предприятия (фирмы, компании) стремятся быть лидерами по показателям доли рынка. Они верят, что компания, которой принадлежит самая большая доля рынка, будет иметь самые низкие издержки и самые высокие долговременные прибыли. Добиваясь лидерства по показателям доли рынка, они также идут на максимально возможное снижение цен.

Вариантом этой цели является стремление добиться конкретного приращения доли рынка. Скажем, в течение одного года предприятие (фирма, компания) планирует увеличить свою долю рынка с 10 до 15 %. С учетом этой цели она будет формировать и цену, и свой план маркетинга.

Еще одним видом конкурентной борьбы является завоевание лидерства по показателям качества товара. Например, предприятие может поставить себе целью добиться, чтобы его товар был самым высококачественным из всех предлагаемых на рынке. Обычно это требует установления на него высокой цены, чтобы покрыть издержки на достижение высокого качества и проведение дорогостоящих НИОКР.

Наглядным примером компании, стремящейся к завоеванию лидерства по показателям качества продукции, является французская шинная компания Michelin («Мишлен»). Она постоянно придает своим шинам новые свойства, повышая при этом их долговечность и устанавливая за них весьма высокую цену.

Любая цена, назначенная предприятием, так или иначе скажется на уровне спроса на товар. Зависимость между ценой и сложившимся в результате этого уровнем спроса представлена хорошо известной зависимостью (прямой или кривой) спроса (рис. 1).

Для Цитирования:
Выживаемость производства в условиях конкуренции. Управление качеством. 2018;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: