Определение засоренности топливной системы или утечек топлива в насосе возможно при помощи работы ЭТН на тестовых режимах, не характерных для его работы, где могут проявиться какие-либо отклонения в показаниях, зарегистрированных при помощи диагностических приборов. Исследованиями по определению степени засоренности топливной системы и утечек топлива в ЭТН никто не занимался.
Повышение работоспособности и безотказности функционирования ЭТН двигателей внутреннего сгорания мобильных энергетических средств (МЭС) за счет выявления неисправностей методом тестового диагностирования [9–15], с последующими рекомендациями по результатам диагностики.
Многофакторный эксперимент проводился по схеме (рис. 1) на двигателе ЗМЗ-406.2 с роликовым топливным насосом, установленным снаружи топливного бака. В разрыв топливного провода устанавливались одновременно параллельный и последовательный жиклеры (J пар и J пос) с разными диаметрами сечения: для параллельного: 0,14; 0,6; 1,0 мм; для последовательного: 0,3; 0,7; 1,2 мм.
В результате мы искусственно сымитировали одновременно утечки топлива через насосную часть и засоренность топливного фильтра и патрубков. Блоком управления «Вымпел-50» задавали три вида напряжения питания ЭТН: 6,5; 9,5 и 12,5 В. Для замера давления после жиклеров устанавливался манометр МТ-2А.
При работе ЭТН с каждым из жиклеров мы в конце одной минуты записывали установившиеся значения силы тока, давления и объема утечек топлива.
Одной минуты было достаточно, чтобы ЭТН создал неизменяющееся давление в топливной системе.
Варьируемыми параметрами при проведении многофакторного эксперимента были напряжение питания U, B, а также жиклеры разного диаметра сечения J пос и J пар, мм. Установившимися значениями являлись сила тока потребления I, A, а также давление P, кПа, и утечки топлива Q, см3 /мин.
Для решения задач регрессии по результатам исследования использовалась функция Minerr в программе Mathcad 14.
В результате решения были получены уравнения (1), (2), (3) и графики связи этих параметров (рис. 2–13).