1. Основные проблемы проведения экспертизы и оценки строительных недостатков и предлагаемые решения.
1.1. В настоящее время значительная часть строительно-технических экспертиз, в том числе назначаемых судами, осуществляется негосударственными экспертными организациями или лицами, не являющимися государственными экспертами. При этом статус, обязанности и ответственность негосударственного эксперта недостаточно урегулированы действующим законодательством. Для таких экспертов не установлены требования к уровню компетенции, подтверждению квалификации, методическому обеспечению.
Существующие требования к судебным экспертам ограничиваются наличием образования (достаточно специализации в области управления недвижимостью) и минимального опыта работы. Строительные эксперты включены в систему добровольной сертификации при Минюсте России. Оценка экспертов при этом ведется в большей мере по навыкам соблюдения процессуального порядка оформления заключений, а не по технической квалификации. Суды не вникают в профессиональную составляющую экспертных заключений. Причем недостаточной квалификацией зачастую обладают не только эксперты, привлекаемые истцами, но и эксперты, назначаемые судом. Отмечаются массовые случаи применения экспертами не поверенных измерительных приборов.
Критерии оценки компетентности лиц, обладающих специальными знаниями, достоверности используемых ими экспертных методик и их научной обоснованности законодательно не закреплены, что является причиной низкого качества проводимых этими лицами экспертиз и, как следствие, судебных ошибок, увеличения количества повторных и дополнительных экспертиз, увеличения сроков судопроизводства в целом.
Предлагаемые решения:
Внести в законодательство о градостроительной деятельности правовые нормы, направленные на регулирование деятельности экспертов, осуществляющих строительно-техническую экспертизу, в том числе назначаемую судами, с учетом необходимости:
— повышения требований к экспертным организациям и экспертам, в том числе к негосударственным экспертным организациям и лицам, не являющимся государственными экспертами (квалификационные требования, опыт работы, подтверждение квалификации, соответствие требованиям профессионального стандарта «Специалист в области оценки качества и экспертизы для градостроительной деятельности», утвержденного приказом Минтруда России от 30.05.2018 № 264-н, прохождение обязательной независимой оценки квалификации и т. д.);