Выставка «Цветы Жостова. К 200-летию промысла», которая открылась в музее, стала подарком от музейного сообщества коллективу Жостовской фабрики декоративной росписи по металлу.
Выставка наглядно демонстрирует уникальную технологию письма по металлу, которая зародилась в XIX веке в недрах федоскинской лаковой миниатюрной живописи по папье-маше, а затем стала развиваться по собственному пути. В XX веке ведущим направлением искусства Жостова стал живописный букет, в изображении которого органично сочетаются реалистические принципы изображения цветов с декоративными приемами народного письма.
На выставке представлено более ста экспонатов.
Значительную часть составляют традиционные жостовские изделия: кованые вручную и отштампованные металлические подносы с росписью масляными красками. Среди сюжетов росписи преобладают хорошо узнаваемые уникальные жостовские цветы. Рамки экспонируемых произведений охватывают существование жостовского промысла с 1870-х по 2000-е годы.
В экспозицию вошла практически полная коллекция подносов, многие из которых экспонируются впервые, а также часть коллекции уникальных экспериментальных работ 1930-х годов на нетрадиционных для Жостова формах и материалах. Это панно на дереве, эскизы рисунков на бумаге, наборы деревянной и пластмассовой детской посуды. Эта часть собрания, малоизвестная даже специалистам, составляет гордость Сергиево-Посадского музея. Особенно ценные, очень редкие подносы и сухарницы второй половины XIX века — самые ранние из сохранившихся жостовских изделий в России, предоставлены Государственным Русским музеем Санкт-Петербурга.
Все произведения отражают высокий профессиональный уровень и творческие поиски художников в различные периоды жизни промысла. Среди двух десятков авторов немало представителей знаменитых жостовских династий: Вишняковых, Беляевых, Гогиных, Гончаровых, Леонтьевых, Кледовых.
Традиционные изделия Жостова дополнены предметами, позволяющими зрителям получить более полное представление о местной художественной культуре, на основе которой зародился уникальный жостовский промысел. Шкатулки, подносы из папье-маше и латуни, самовар, фарфоровая посуда, ситценабивной платок и скатерть, выполненные в Подмосковье, составляли ту характерную среду, в которой бытовали подносы.