Икона — знаковое явление для русской культуры, принесшее ей мировую известность. С древних времен она сопровождала русского человека на всем протяжении его жизни, присутствуя не только в храмовом пространстве, но и прочно войдя в бытовой обиход. Выставка «Русская икона сквозь века» представляет все многообразие русской иконы на протяжении нескольких веков ее существования.
Традиция собирательства русской иконописи имеет долгую историю. Первые коллекции икон, многие из которых в дальнейшем составили основу крупнейших музейных собраний древнерусской живописи, появились на рубеже XIX–XX столетий одновременно с зарождением ее научной реставрации. Надолго прерванное революцией 1917 года коллекционирование икон стало возрождаться в конце XX века. Ныне существует много самых разнообразных частных иконных собраний — от больших, претендующих на музейный охват, до скромных по численности, но досконально представляющих одно из направлений в иконописи. Со временем значительно расширилась хронология собирательских интересов: сейчас коллекционеров и антикваров привлекают и произведения XVIII–XIX веков, включая далекую от традиционного иконного языка икону академического направления.
Представленные на выставке произведения составляют уникальный фонд русской иконописи, неизвестный широкому зрителю. Среди экспонируемых икон можно увидеть как самые почитаемые в России образы Богоматери, Троицы, Спаса, так и изображения с редко встречающейся иконографией: «Происхождение честных древ Креста Господня», «Не рыдай мене, Мати», «Огненное восхождение пророка Илии».
Посетители познакомятся с широкой географией иконописных мастерских: столичная икона, иконы Севера и Поволжья, Новгорода и Костромы, Ярославля и Нижнего Новгорода, Тихвина и Мстёр, Палеха и Холуя. Особое место в экспозиции занимает икона «СПАС В СИЛАХ» из мастерских Твери — необычное по стилю изображение из деисусного ряда иконостаса.
Пристальное внимание заслуживает новгородский образ «СВЯТИТЕЛЬ ВЛАСИЙ СЕВАСТИЙСКИЙ» с монументальной фигурой святого в эффектном крестчатом облачении, которую иконописец дополнил изображениями Христа и Богоматери в верхних углах композиции. Их он позаимствовал из иконографии другого святителя — Николая Чудотворца. Гипермонументальность и темный колорит характерны для второй половины царствования Ивана Грозного — 1560–1570-х годов, с грекофильской ориентацией придворного искусства. Скорее всего, именно тогда и была создана икона.