По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Выставка «Лагерь смерти Тростенец. История и память»: немецкая ответственность в двусторонней музейной кооперации

Партнерство — это всегда диалог, причем иногда вокруг базовых терминов, если проект международный. Наши немецкие коллегии анализируют свой опыт партнерских проектов.

Один из немногих примеров немецко-белорусского сотрудничества в музейной сфере — передвижная выставка «Лагерь смерти Тростенец. История и память».

Если мы говорим о Тростенце, то это шифр для нескольких мест уничтожения. С одной стороны — это лагерь принудительной работы рядом с деревней Малый Тростенец, существовавший в 1942–1944 годах, с другой — места массового уничтожения в урочищах Благовщина (1942–1943) и Шашковка (1943–1944) недалеко от лагеря. Лагерь смерти Тростенец был самым большим местом уничтожения на оккупационной территории Советского Союза с 1941 по 1944 год. Начиная с 1942 года, в нем погибли по разным оценкам от 50 000 до 206 500 человек (путем расстрела, отравления газом, сжиганием или содержанием в нечеловеческих жизненных условиях). Жертвами были евреи из Беларуси, Германии, Австрии и Чехии, а также гражданское население, партизаны, подпольщики и советские военнопленные.

Выставка реализовывалась по инициативе международных образовательных центров Дортмунда и Минска в многолетнем процессе, в котором участвовали историки из Беларуси, Германии и Чехии, а также первоначально из Австрии1 . С 2016 года выставка побывала в различных европейских странах и городах. Целью проекта является донесение информации об историческом месте с перспективой включения Тростенца в общеевропейскую культуру памяти.

Выставка состоит из фотографий, текстов и мультимединных средств и доступна в немецко-русском и немецко-белорусском вариантах. Главная целевая аудитория — школьники и студенты. Выставка финансировалась из средств Министерства иностранных дел ФРГ, при поддержке фонда «Памятник убитым евреям Европы» в Берлине, и открывалась с участием высокопоставленных политиков. Она документирует исторический контекст и напоминает о жертвах, представляя среди всего прочего отдельные индивидуальные судьбы. Фокус высвечивает культуру памяти в тех странах, откуда вышли жертвы. Материал выставки собран в белорусских, российских, немецких и других европейских архивах и музейных учреждениях, в том числе в Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны в Минске. Сопровождает передвижную выставку двуязычный каталог.

Для Цитирования:
Кристина Янеке, Выставка «Лагерь смерти Тростенец. История и память»: немецкая ответственность в двусторонней музейной кооперации. Музей. 2019;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: