По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Высшее образование — заочно: кто получает и как использует

Г.А. Чередниченко д-р социол. наук, главный научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН

Представляем результаты исследования «Заочник высшей школы: социальное поведение в системе образования и на рынке труда».

Литература:

1. Индикаторы образования: 2021: статистический сборник. — М.: НИУ ВШЭ, 2021.

2. Чередниченко Г.А., Вознесенская Е.Д., Кузнецов И.С. (2020) Заочник высшей школы: социальное поведение в сфере образования и на рынке труда: монография / отв. ред. Г.А. Чередниченко. — М.: ФНИСЦ РАН, 173 с. [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.isras.ru/index.php?page_id=1198&id=8499.

3. Хавенсон Т.Е., Чиркина Т.А. Образовательный выбор учащихся после 9-го и 11-го классов: сравнение первичных и вторичных эффектов социально-экономического положения семьи // Журнал исследований социальной политики. — 2019. — Т. 17. — № 4. — С. 539–554.

4. Кузнецов И.С. (2021) Выбор вуза при формировании образовательной траектории: исследование с помощью социологической категории «доверие»: Дисс. на соис. уч. ст. канд. соц. наук. — М. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.fnisc.ru/index.php?page_ id=568&id=9545&p (дата обращения 19.06.2021).

5. Чередниченко Г.А. (2018) – (1) Заочная форма получения высшего образования в сравнении с очной (на материалах статистики РФ) // Вопросы образования. — № 2. — С. 254–282.

6. Александров Д.А., Тенишева К.А., Савельева С.С. (2015) Мобильность без рисков: образовательный путь «в университет через колледж» // Вопросы образования. — № 3. — С. 66–91.

7. Константиновский Д.Л., Попова Е.С. (2018) Российское среднее профессиональное образование: востребованность и специфика выбора // Социологические исследования. — № 3. — С. 34–44.

8. Косякова Ю., Ястребов Г., Янбарисова Д., Куракин Д. (2016) Воспроизводство социального неравенства в российской образовательной системе // Журнал социологии и социальной антропологии. — Т. XIX. — № 5 (88). — С. 77–79.

9. Индикаторы образования: 2020: статистический сборник. — М.: НИУ ВШЭ, 2020.

10. Отмена заочного образования. Радио Свобода [Электронный ресурс]. — 2016. — URL: https:// www.svoboda.org/a/27856022.html (дата обращения 23.06.2018).

11. Чередниченко Г.А. (2018) – (2) Первое трудоустройство после вуза (по материалам опроса Росстата РФ) // Социологические исследования. — № 8. — C. 91–101.

12. Тихонова Н.Е., Каравай А.В. (2018) Динамика некоторых показателей общего человеческого капитала россиян в 2010–2015 гг. // Социологические исследования. — № 5. — С. 84–98.

С середины 2000-х гг. превращение высшего образования (ВО) в массовое во многом шло за счёт заочного обучения: с 2010 по 2015 г. заочники составляли от 52,1 до 46,9 % общей численности студентов и от 48,4 до 43,3 % выпускников. Лишь в самые последние годы эти показатели стали снижаться (на фоне снижения численности когорт студенческих возрастов и целенаправленного сокращения подготовки по ряду специальностей): 36,9 и 42,6 % соответственно в 2019 г. [1, с. 181, 192]. Значима не только большая численность заочников. Главное — таким образом широкие слои населения удовлетворяют жизненные потребности, получая доступ к недостижимому иначе повышению уровня своего образования/квалификации, приспосабливаясь к меняющемуся спросу рынка труда, повышая свою конкурентоспособность на нём.

Качество человеческого капитала кадров, которые готовит заочная форма ВО, формируется не только организацией образовательных процессов и структурными показателями этой подготовки, оно во многом определяется образовательными, культурными и социальными характеристиками контингента обучающихся, их мотивацией к такой учёбе, возможностями конвертировать полученную подготовку на рынке труда. Поэтому важно иметь информацию о социальном портрете заочников, о том, с какими образовательными ресурсами и потребностями они обращаются к заочному обучению, насколько успешно используют полученную подготовку в трудовой деятельности. Эти и многие другие вопросы ставили перед собой социологи, реализовавшие исследование «Заочник высшей школы: социальное поведение в системе образования и на рынке труда» [2].

Опрос в 2019 г. студентов заочного обучения и дипломников, получивших заочную подготовку в вузах в 2000–2018 гг., проводился на репрезентативной всероссийской онлайн-панели численностью 550 тыс. человек, структурированной по 12 показателям (полу, возрасту, размеру дохода, семейному и материальному положению, должности, сфере деятельности и др.). Выборка охватила респондентов, живущих во всех городах РФ с населением более 500 тыс. человек. Опрошено равное число студентов и дипломников, соотношение мужчин и женщин одинаково — 35 к 65 %. Возрастной состав их различен. Студенты в возрасте 18– 20 лет составляют 11,8 %, 21–25 лет — 38,7 %, 26–30 лет — 32,1 %, 31–35 лет — 17,4 %. Дипломников в возрасте 18–25 лет насчитывается 3,4 %, 26–30 лет — 14,5 %, 31–35 лет — 31,6 %, 36–40 лет — 27,6 %, 41–45 лет — 23,0 %.

Для Цитирования:
Г.А. Чередниченко, Высшее образование — заочно: кто получает и как использует. Ректор ВУЗа. 2021;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: